О Presence и Led Zeppelin
(публикация Александра Бабкова)
Слушаю намедни диск «Presence» группы «Led Zeppelin» — один из немногих, что я до этого не слышал. И вдруг Юля: «Что ты слушаешь? Это же ужасно!»
— Led Zeppelin… — сразу как-то не нашелся я. Как известно, по Хармсу, «неожиданная мысль» способна ввести в известный ступор.
— Но ведь это же невозможно слушать!» — настаивает Юля.
— Да нет, как-то вот, — опять-таки не нахожусь я, — слушаю, и не без удовольствия…»
— Ну какое тут может быть удовольствие? Это же какофония!
В ответ я начал было что-то мямлить про энергетику, про «рок энд блюз», про уникальный вокал Планта, но и для меня самого это звучало довольно неубедительно.
Конечно, можно было просто плюнуть и забыть: в конце концов ну что женщины могут смыслить в роке… Но все-таки хотелось бы быть более убедительным. Про себя я задумался, еще раз прослушал Presence и первый их диск, который просто Led Zeppelin. В итоге кое к каким выводам пришел.
Но хотелось, чтобы и вы приняли посильное участие в этом музыкальном споре «двух полов». Из чувства солидарности, что ли. Плюс ко всему вы ведь практически профессионально занимаетесь музыкой, причем именно этого периода.
Почему не просто можно, а даже нужно слушать Led Zeppelin? В чем их истинная прелесть, на ваш взгляд?
Саша
Саша!
В кои веки, ты не отвечаешь, а спрашиваешь, да еще и по моей теме, поэтому постарался ответить тебе, как можно быстрее.
1. Что касается Кулагина, то думаю, что вопрос не к нему, к сведению, Андрей не очень-то жалует hard, heavy metal, blues-rock, короче все те жанры, в которых Led Zeppelin, собственно и работали. Хотя не жалует, вовсе не значит, что не разбирается и, тем более, не имеет своего мнения.
2. Касаемо, собственно «Presence». На, мой взгляд, это самый неудачный альбом, кстати, выпущенный в 1976-ом году, завершающем период моих исследований, и, как бы обозначающим окончание (по версии Рокологии) эпохи рок-музыки.
Причем, в данном случае, что случается не часто, мое мнение совпадает с общепризнанным, — этот альбом является самым мало продаваемым альбомом Led Zeppelin. Может, отчасти, это связано с тем, что «Presence». был записан в трудное для группы время, когда Роберт Плант излечивался от серьёзных травм, полученных в автокатастрофе.
И последнее, в моем playlist (см. ниже) Led Zeppelin нет ни одной песни с этого альбома.
3. Теперь по поводу спора «двух полов». Ну, во-первых, искренне сочувствую Юле, вынужденной слушать, как я уже сказал этот не самый лучший альбом Led Zeppelin, скорее всего, в замкнутом пространстве автомобиля.
Во-вторых, как-то сразу вспомнилась какая-то старая американская комедия про подростков, в которой один из недорослей, впервые идущий на свидание с девушкой, получает от более старших товарищей “совет” погромче ставить Led Zeppelin, для пущего эффекта, естественно, совет в качестве прикола. Этот эпизод наглядно характеризует место Led Zeppelin в бытовом сознании, как музыки отнюдь не для слабой половины. Кстати, одним из распространенных штампов их тех же американских фильмов, — когда “пацаны” хотят проверить “чувиху” на вшивость, то задают вопрос о названии первых четырех альбомов Led Zeppelin…
Однако, если говорить о наших девушках, то они были покрепче.
Лично я неоднократно использовал семи с половиною минутный блюз “Since I’ve Been Loving You” в качестве медляка с переходом в прелюдию, получалось, почти без срывов…
4. О Led Zeppelin, вообще.
Led Zeppelin это, конечно, не The Beatles, но пять песен в 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stones, все-таки входят. Более 300 000 000 проданных альбомов, десять альбомов возглавляли Billboard 200, и т.д. и т,п.
Если говорить обо мне, то это одна из немногих групп, которую я могу слушать постоянно и с любого места. Причиной этого “завораживания” скорее всего, является сочетание неповторимого вокала Планта, саунда гитары Пейджа и безграничности музыкальной составляющей.
5. И, последнее.
Вот мой плей-лист из 12-ти композиций группы Led Zeppelin:
1. Babe I’m Gonna Leave You / Led Zeppelin I
2. I Can’t Quit You Baby / Led Zeppelin I
3. Whole Lotta Love / Led Zeppelin II
4. Living Loving Maid (She’s Just A Woman) / Led Zeppelin II
5. Since I’ve Been Loving You / Led Zeppelin III
6. Tangerine / Led Zeppelin III
7. Bron-Y-Aur Stomp / Led Zeppelin III
8. The Battle Of Evermore / Led Zeppelin IV
9. Stairway To Heaven / Led Zeppelin IV
10. D’Yer Mak’er / Houses Of The Holy
11. No Quarter / Houses Of The Holy
12. Trampled Under Foot / Physical Graffiti
А я бы произнесла слово «Кашмир».
/Вроде бы, оно ещё относится к «Вашей Эре».
Но вообще да… Женщина и рок… 🙂
P.S. Ну вот, опять мне влетит за три предложения…
Левон, спасибо! Надя, — тоже! Остальным – позор и порицание, если только, конечно, они не диссертацию на предложенную мною тему пишут…
Переслушивая «Led Zeppelin», — пока только два первых диска, ну и, конечно же, упомянутый “Presence”, — натолкнулся на две вещи, которые, что называется, «легли на душу». Это «Tea For One» и «Thank You». Надо сказать, что ни та, ни другая не вошли в твою дюжину, Левон. Значит ли это?.. – Нет, не значит. Здесь я вполне разделяю твои вкусы… Просто это такие вот маленькие «открытия», которые тем приятнее, чем неожиданнее. Переслушал по нескольку раз… Переслушай и ты. Может, пересмотришь свой рейтинг.
В целом же, коль скоро мне самому приходится отвечать на мной же поставленный вопрос, по поводу «Led Zeppelin» могу сказать следующее:
• Драматичнее группы, по-моему, не было и нет на небосклоне английского и американского рока. И более разнообразной в своем драматизме. Прослушаешь пару дисков «цеппелинов», а впечатление, будто весь ХХ век заново прожил!..
• Это экзистенциализм чистой воды и высочайшей пробы, но замешанный не на трагедии человеческого существования, а на любовных отношениях полов. Причем это даже не всегда трагедия неразделенной любви, зачастую это гораздо более банальная история. Трудно даже представить до каких глубин драматизма дошли бы эти музыканты, случись им затронуть темы более глубокие и масштабные! Иногда они делали это, и это по-настоящему впечатляет.
• Каждая вещь это целый спектакль, как правило, — трагедия. «Led Zeppelin» — это их великий предок – Шекспир, но у того было слово, а у «Led Zeppelin» — музыка. Как раз слова-то у этой рок-группы таковы, что лучше в них не вслушиваться. Но зато если не вслушиваешься в слова, но знаешь тематику, то это просто какой-то «Трамвай желания» Теннесси Уильямса!
• После «Led Zeppelin» все остальные группы кажутся какими-то группами с детских утренников, даже самые страшные из них типа Купера, «Def Leppard» или «Rammstein»… Просто им там отведена роль бабок-ежек, кащеев и бармалеев…
И еще пара впечатлений серьезного толка и пара – шутливого.
• Поразительна способность музыкантов во всем этом порой просто та-ра-раме сохранять свою индивидуальность и свой музыкальный, а говоря о Планте, и вокальный голос. Такое впечатление, что каждый из них ведет свое соло: ударник Бонэм, гитарист Пейдж, вокалист Плант… При упоминании Бонэма… Я, пожалуй, не знаю ни одного другого ударника, который в любой другой группе добился бы столь высокого и привилегированного положения. Иной раз складывается впечатление, что это он ведет партию, а остальные только подыгрывают ему… И это такие музыканты, как Пейдж, Джонс, Плант!..
• Импровизационная манера игры «Led Zeppelin» внесла в рок элементы джаза, сблизила эти два жанра между собой.
• И еще одна черта, характеризующая по-настоящему большую группу, который были «Led Zeppelin»: они играли без оглядки на сложившиеся музыкальные вкусы, каноны и расхожие мнения…
• Будь «Led Zeppelin» менее сексуально озабочены, цены бы им не было… Смех смехом, но порой они напоминают мне майских котов…
• Чтобы не заканчивать на этой шутливой ноте, ибо это было бы крайне не справедливо по отношению к этим музыкантам, скажу: как любая другая по-настоящему большая группа, «Led Zeppelin» подвели черту под исканиями своих предшественников и современников и открыли дорогу в будущее, наметив и указав важнейшие направления дальнейшего развития жанра.
Господи, как же приятно общаться, когда нет глобальных мировозренческих или филосовско-религиозных разногласий. Вот и Led Zeppelin сгодился в качестве трубки мира (ну ладно, перемирия…).
Саша, действительно рад, что ты дал такую развернутую позитивную оценку одной из моих любимейших групп, тут полное совпадение во взглядах, разве что с небольшими нюансами, ну это уже после Малевича семечки… Видимо все твои силы ушли на вашу емэйльную борьбу с Кулагиным.
Теперь по нюансам.
По поводу моего плейлиста.
Действительно, обе песни, о которых ты упоминаешь, достойны для включения их куда угодно, но попробуй что-нибудь выкинуть из моих 12-ти. Тем более, что “Thank You”, все-таки не очень глубока по тексту и немного “размазана” в концовке, а “Tea For One”, бесспорно хороший блюз, но не перекрывающий, уже упомянутый мною “Since I’ve Been Loving You”. Я бы даже больше согласился с Надей по поводу “Kashmir”, но эта песня не для сборников, она сама как сборник по разнообразию и глубине текстовой и музыкальной составляющих. Да и длинновата для сборника. Но это произведение действительно одно из лучших у Led Zeppelin.
По-поводу “сексуальной озабоченности”, лучше ничего не трогать, уберешь одно – сломается другое, тем более, что как одна из творческих составляющих, у “нормальной” рок-группы, без нее не обойтись и много ее не бывает…, я как раз с трудом могу представить цеппелинов в каком-то другом образе и уж, тем более, жанре.
Пользуясь случаем, сообщаю о завершении работы над песней «Stairway To Heaven». Прослушать кавер-версии этой песни можно здесь.
Мнение имею.
Сашин вопрос — зачем слушать Led Zeppelin?. Имеет расширительное значение — зачем слушать рок музыку?
Если на первый ответить легко — это талантливая, высококачественная, профессиональная, интересная и нескучная музыка?
То ответ на второй не такой очевидный. Мы выросли на этой музыке, поэтому слушаем ее до сих пор и любим. Другой причины нет. И здесь можно согласиться с Юлией — не обязательная для прослушивания музыка.
Предлагаю это обсудить.
Не торопитесь. Подумайте.
Для начала выскажу (максимально кратко) свою точку зрения.
Сравним всю музыкальную культуру с культурой художественной.
Обе (огрублённо) можно разделить на три части:
1 — классическое наследие (Сашино деление) до начала двадцатого века — это симфоничекая музыка (интеллектуальная составляющая не вызывает сомнения).
2 — современное искусство (то, что в двадцатом веке и сейчас) — это джаз (не будем спорить о черном квадрате, просто предположим, что Ротко это Эллингтон).
3 — и наконец рок-н-ролл, что это?
Я отвечаю — это графический дизайн (реклама, упаковка, логотип, товаро-сопроводительная документация). Ни уму ни сердцу.
Подумайте, послушайте и назовите хоть одно музыкальное произведение в стиле рок, которое можно было бы назвать «серьёзной» музыкой. Не имитацией псевдоклассической или ложноавангардной, а настоящей.
Сам в стороне не останусь буду думать над аргументацией.
Теперь про сам музыкальный коллектив.
В юности он мне нравился (наряду с другими) за то, что это был качественный рок высокого класса. Первое знакомство и первая любовь «II» заслушанный до дыр. Список любимых песен приведу в конце.
«Presence» восторгов никогда не вызывал.
Со временем стал отделять Led Zeppelin от других культовых коллективов нашей юности (Deep Purple, Black Sabbath, Uriah Heep, Nazareth etc).
Музыкальная основа у Led Zeppelin американский блюз, в отличии от других и вообще жанра hard он же heavy metal, где основой является европейская музыка (в большей степени эстрадно-симфоническая), то есть, говоря грубо, heavy metal это тяжелая эстрада.
Иными словами Uriah Heep музыкально ближе к Abba, чем к Led Zeppelin.
Это не говорит о том, что я не люблю hard&heavy. Я сказал бы отношусь к нему прохладно в целом, но шедевры встречаются (например Motorhead).
Белый блюз, к которому изначально относился Led Zeppelin, включал многие замечательные коллективы: John Mayall Bluesbreakers, Yardbirds (в этих двух они начинали), Savoy Brown, Graham Bond Organization, Cream etc.
Но очень скоро не то чтобы перерос, просто уровень таланта не позволил им оставаться в рамках жанра и, добавив к нему много чего другого и прежде всего самих себя, мы все и получили это настоящее сокровище.
Есть ещё один коллектив с теми же музыкальными корнями — The Rolling Stones (их феномен можем обсудить также).
Возвращаясь к теории хочется отметить народные основы их музыки — блюз.
Именно он дал первоначальный животный корневой стержень (тысячелетия африканской культуры — ритуалы, шаманы и колдуны, воинский транс, барабаны судьбы и пр. и пр.), чего нет у большинства представителей hard&heavy.
Это, конечно, не говорит о том, что всякий исполняющий блюз автоматом становится героем.
Нет, к сожалению, как правило, это довольно скучная музыка.
Led Zeppelin услышали и развили то, что для многих осталось недоступным.
Великий коллектив.
Мой хит лист:
1. Whole Lotta Love / Led Zeppelin II
2. Heartbreaker / Led Zeppelin II?
3. Living Loving Maid (She’s Just A Woman) / Led Zeppelin II
?4. Since I’ve Been Loving You / Led Zeppelin III
?5. Gallows Pole / Led Zeppelin III
?6. Stairway To Heaven / Led Zeppelin IV
?7. D’Yer Mak’er / Houses Of The Holy?
8. Kashmir / Physical Graffiti
с Presence мне нравится одна песня Nobody’s Fault But Mine, но в исполнении Page and Plant на пластинке No Quarter 1994 года.
Мы тут с «лэд цепеллинами» подумали и, возможно, несколько «поторопившись», решили так прокомментировать, прямо скажем, неожиданные мысли Андрея:
«Ведь известно: так часто бывает,
Смысл двойной суть речей изменяет.
В ветвях ив, у ручья,
Певчих птах пересвист. Иногда
Мысли в омут заводят коварный.
Как-то странно все это,
Да, странно»…
Ну что ж, по совету Андрея, будем теперь дальше «думать».
Полагаю, что постановка Андреем “расширительного” вопроса выходит не только за рамки данного поста, но и за рамки самой Рокологии. Все-таки, в храме не выражайся всуе.
Поэтому, я перенес эту дискуссию в Контрапункт, пост “Мнение имею”.
Кому есть что сказать по этой теме прошу всех туда.
Расширительный вопрос, думаю, Юле бы понравился. И уверен, она бы не замедлила с ответом.
Друзья, всех благодарю, и, как говорит Левон, «продолжим дискуссию в другом месте».
Однако, в порядке подведения некоторой черты здесь, я, инициировавший эту дискуссию, хочу сказать: «Не стареет древняя мудость: «Cherchez la famme». Воистину…»
Наш спор, всколыхнувший основы рокоздания, свободно переметнувшийся ныне на другой блог, так сказать, пошедший по блогАм,все на своем пути смывающим потопом, разливающийся ныне по «Контрапункту», да так что выпускаемая раз за разом голубка вновь и вновь возвращается на борт утлого суденышка нашей мысли — так вот, наш спор с чего начался? С простенького вопроса, заданного между делом женщиной!
Так вот, наверное, и Пандорра… Простого любопытства ради… А мир до сих пор мучается…
Я уж не говорю про Еву…