Зарубежный кинематограф
Совместные воспоминания о зарубежных фильмах.
Не без помощи Андрея Казачкова в комментариях к статье Кулагина «Музыка нашего поколения» разговор как-то незаметно свелся к кино. Андрей Кулагин, как известно большой специалист и в этом вопросе, конечно не остался в стороне. Возникла легкая дискуссия и мысль перенести разговор сюда.
Поэтому, чтобы не путать жанры открываю новый пост-форум по теме зарубежного кино 60-70-х годов.
Приглашаю всех желающих вспомнить, что они смотрели в то время и какие фильмы оказали на них влияние.
Поэтому, чтобы не путать жанры открываю новый пост-форум по теме зарубежного кино 60-70-х годов.
Приглашаю всех желающих вспомнить, что они смотрели в то время и какие фильмы оказали на них влияние.
Левон Бабаян.
Зарубежный кинематограф
55 комментариев
Оставить комментарий
[do_widget id=rpwe_widget-33]
Сейчас я вам расскажу про кино нашей молодости. Которое я помню, знаю и люблю. Чтобы не терять время предлагаю обсуждать частями. Первую порцию польских фильмов отправил Левону. Какие фильмы! Все пересмотрел за последний год.
Это фильмы, которые я помню.
Многократно пересмотренные. Любимые, как ансамбль The Kinks и мороженое за 48.
Все имеются в коллекции.
Начинаем.
Польша.
Гангстеры и филантропы. Режисеры Ежи Гоффман и Эдвард Скужевский. 1962 год.
Авантюрная комедия из преступной жизни. Жанр практически не используемый советским кинематографом. Исключение — Бывалый, Балбес и Трус.
Девушка из банка. Режисер Януш Насфетер. 1963 год.
Детектив построенный на приеме «ловля на живца». Очень стильное и качественное кино. И сценарий и пр.
Закон и кулак. Режисер Ежи Гоффман. 1964 год.
Западная Польша. Пустой город, практически покинутый жителями.
Из шести представителей новой польской власти пятеро бандиты. Нескучное кино.
Четыре танкиста и собака. 1966 год.
Сериал для школьных каникул. И не только.
Где третий король? Режисер Рышард Бер. 1966 год.
Классический детектив в стиле Агаты Кристи.
Самозванец с гитарой. Режисер Ежи Пассендофер. 1966 год.
Довольно пустая комедия, но периодически появляются два рок коллектива Skaldowie и Niebiesko-Czarni. И это было главное.
Это продолжение польской темы.
Лекарство от любви. Режисер Ян Батори. 1966 год.
Детектив по Иоанне Хмелевской. Не болтай по телефону с незнакомцами.
Полный вперед. Режиссер Станислав Ленартович. 1967 год.
Приключенческая комедия со Збигневым Цибульским.
Ставка больше, чем жизнь. 1968 год.
Капитан Клосс (Станислав Микульский), польский Штирлиц, но местами и Джеймс Бонд.
Всё на продажу. Режиссер Анджей Вайда. 1968 год.
Мировозренческое кино.
Сразу же возникло несколько вопросов.
Первый: почему же только соцлагерный кинематограф? По каплагерному тоже есть что вспомнить. Но уж если мы все же ограничимся соц.лагерем, то я бы включил в него страны Прибалтики, их фильмы тех лет ближе к восточно-европейскому кинематографу, чем к советскому.
Второй: как понимать ограничитель «60-70 годы»? Как время создания фильмов или как время их просмотра? Я бы предложил второй вариант, так как мы говорим о юношеском восприятии. В этом плане, к примеру, если говорить о Польше, то в мой список попадет «Пепел и алмаз», снятый в 1958 году, а просмотренный в 70е годы. И не попадет к примеру «История О» (не нашел соцлагерного примера), снятая в 70е, а просмотренная, ясное дело, уже в эпоху видео.
Так что я включаю в польский список вайдовский шедевр «Пепел и алмаз» c Цибульским, который смотрел в ДК МВТУ году где-то в 1973
Не дожидаясь дискуссии по поводу соц. и кап. лагеря выставляю первый список 1963-65, включающий все запомнившиеся фильмы. Может и некорректно по отношению к теме, но соц.список получается уж больно куцым
1963
1)Этот безумный безумный безумный мир. Смотрел в 1970 на английском языке вместе со своим классом в кинотеатре Улан-Батор
2)Мистер Питкин в больнице. Смотрел в кинотеатре Старт на Фрунзенской набережной.
1964
1)Анжелика маркиза ангелов. Смотрел, конечно, гораздо позже, в начале семидесятых
2)Маска красной смерти. Запмнился тем, что было страшно. Смотрел в начале семидесятых, по моему в клубе Красный Текстильщик
3)Лимонадный Джо. Чехословакия. По теме
4)Фантомас. Без комментариев
1965
1)Бей первым Фредди
2)Верная Рука друг индейцев. Югославия — ГДР. Один из бесчисленных Гойкомитичей. Все слились в один большой сериал
3)Большие гонки
4) Воздушные приключения. Последние два фильма слились в один. Кто там, где и что не помню. Помню только, что все ждали, когда герои окажутся в России и были разочарованы, когда этого не произошло (а может там все вырезали?)
1966 будет более обширным!
.
Из польских фильмов безусловно очень силен «Нож в воде» Романа Полански 1962 года. Но смотрел я его уже значительно позже, в конце 70х. И еще конечно «Фараон» Ежи Кавалеровича
Да уж, пол-фильма снимаясь полуголой Барбара Брыльска из «Фараона» оказала неизгладимое впечатление на мою неокрепшую в эротическом смысле душу, взращенную в стране «где не было секса»…
Кстати, Ежи Кавалерович умер в 2007-ом в возрасте 85-ти лет.
Андрей двигается по странам, а я пойду по годам.
Продолжу список 66-69 годами. Теперь в основной список включу «cоциал-демократов», а капиталисты пойдут внеконкурсным приложением.
66-69 социал-демократы
1)Венгерский набоб. Помню некоторые сюжетные линии. Запомнился сочный эпизод, когда набравшийся лоску в столице (видимо в Вене или Будапеште) сын приезжает к отцу в деревню и вручает ему свою визитку. На что разъяренный отец выламывает доску из стола и говорит » а вот моя визитная карточка». Были там еще цыганки, пожар и что то еще. Кстати фильм был «до 16», но не помню по какой причине
2)Призрак замка Моррисвиль.Чехословакия. Студия Баррандов. Глуповатый вроде бы фильм, но что то в нем было такое, что запомнилось.
3)Никто не хотел умирать. Литва. Включаю как дань уважения литовскому кинематографу и прекрасным литовским актерам. Правильно воспринял его конечно значительно позднее
4)Даки (1967) и через год Колонна. Неплохо снимали румынские кинематографисты
5)Фараон. Действительно ударил по неокрепшей. Кроме Барбары Брыльской помню, что смотрел зимой, в 30 градусный мороз, а на экране жара египетская.
6)Лев готовится к прыжку (1968). Венгрия. Хоп муха. Виновник настоящего поста.
7)Пан Володыевский (1969). Польша.Смотрел на кинофестивале
8)Последняя реликвия. Таллинфильм.Эльза Радзиня, рижанка, классическая балтийская красота
В отличии от Андрея не помню где, что смотрел. Во всяком случае пока. Хотя это было бы здорово. Атмосфера похода в кино и пр.
Поэтому продолжаю.
Чехословакия.
Конечно первое, что приходит в голову это серия фантастических фильмов Карела Земана. В 2 — 6 классах это было сравнимо с чтением Жюль Верна и Герберта Уэллса.
Тайна острова Бэк-Кап. 1958 год.
Барон Мюнхгаузен. 1961 год.
На комете. 1970 год.
Уже в конце 70-х по телевизору увидел чудесный земановский мультфильм «Крабат — ученик колдуна» 1977 года по сказке Отфрида Пройслера. Много лучше современной экранизации.
Бравый солдат Швейк. Режисер Карел Стеклы. 1957 год.
Где то в классе девятом зачитывался романом. Нравился очень. В фильме особенно хорош Рудольф Грушинский — Швейк. Какой это великий актер я понял много позже посмотрев другие его роли.
Лимонадный Джо. Режисер Ольдржих Липский. 1964 год.
Это один из главных хитов четвертого класса.
Призрак замка Моррисвиль. Режисер Земан Борживой. 1966 года.
Главное воспоминание певец Вальдемар Матушка. Почему?
Теперь обещанный внеконкурсный список капиталистических фильмов 1966-69
1) Анжелика и Король.Фильм был в прокате в 68-69 годах, и я не помню как, но мне как-то его удалось посмотреть, несмотря на гриф » 16″. А вот где, не вспомню
2) Большая прогулка. Фюнес и Бурвиль
3) Миллион лет до нашей эры.Тоже с грифом «до 16″. Страшные монстры и полуобнаженные актрисы (Рэкуел Уелч)
4) Меморандум Квиллера.Помнится, что фильм понравился, но сюжет стерся из памяти. Причем сейчас становится понятно, почему. Фильм зверски порезали, из-за чего там концы с концами не сходились. Но ведь все равно понравился
5) Мужчина и женщина.»До 16». Cмотрели его в 1970 году с одноклассником (не буду говорить с кем) в давно снесенном (к приезду Никсона в 1972) кинотеатре «Авангард» на Октябрьской площади. Меня билетерши пустили, а его не хотели. Помнится, фильм произвел большое впечатление: Париж, любовь, Анук Эме, но я до сих пор с гордостью вспоминаю главный сюжет — что меня без проблем пропустили, а его то с большими трудностями
6) Операция Святой Януарий. Итальянский
7) Фотоувеличение. Супершедевр Антониони.Смотрел в ДК МВТУ.Произвел большое впечатление, дух этого фильма до сих пор не забылся. Заодно хочу сказать большое спасибо директору клуба МВТУ (к сожалению забыл его имя), который дал нам, студентам, посмотреть фильмы, которые невозможно было увидеть на большом экране. Жаль, что этого человека через пару лет уволили за показ фильма, о котором речь впереди
8)Бассейн. Ален Делон и Роми Шнайдер. Смотрел все в том же ДК МВТУ
9) Желтая подводная лодка. Ну тут комментировать нечего. Смотрел в кинотеатре Звездный на какой то неделе английского кино году приблизительно в 1975(по моему, так). Стояли в очереди часа 4, чудом купили последние билеты
10) Ромео и Джульетта. Без комментариев
11) Оливер. Тоже шедевр. Смотрел во Дворце Пионеров на детском кинофестивале
12) Беспечный ездок. ДК МВТУ.Какие имена -Джек Николсон, Дэннис Хоппер (царствие ему небесное) и Питер Фонда
13) Золото Маккены. Ну что тут комментировать
Вообще 66-68 годы это время слошных киношедевров. Дальше было пожиже
Окончание чехословацкой темы.
Нагая пастушка. Режисер Ярослав Мах. 1966 год.
Детектив. Очень похожий на польский «Где третий король?» Твердая пятерка.
Конец агента. Режисер Вацлав Ворличек. 1967 год.
Отличная шпионская комедия.
30 случаев из жизни майора Земана. Сериал. 1975 — 1980 гг.
Чешские чекисты и их трудовые будни. В одной из серий главный злодей Вацлав Гавел.
Спасибо. Вспомнил польский «Фараон». И даже обстоятельства его просмотра. В начале 70-х. Летом. В городе Чехов. Дневной сеанс. Пустой зал какого-то клуба. Групповой выезд с дачи. Затем даже кажется прочитал роман Болеслава Пруса. Сюжет не помню.
Андрей, можно составить ещё список любимых детско-юношеских книг. И у нас будет полная картина становления характера молодого человека 60-70 х.
Думаю стоит поискать советские плакаты фильмов, которые мы вспоминаем.
Если речь пошла о Чехословакии и фантатических фильмах Земана, то как не отвлечься от темы и не вспомнить великолепную книжку Иво Штуки и Теодора Ротрекла «6 дней на Луне-1» c замечательными иллюстрациями
У меня не такая хорошая память на названия как у вас, поэтому иду по вашим спискам:
1. «Четыре танкиста и собака».
Так его действительно показывали в школьные каникулы, чтобы, наверно, мы по дворам не шлялись. Смотрел безотрывно.
2. «Этот безумный безумный безумный мир».
Недавно пересмотрел по телевизору, как вчера…, один из любимейших фильмов.
3. Ну, все Анжелики, понятно. Все фильмы, где хоть немного было эротики привлекали мое пристальное внимание (хотя какая в Анжеликах эротика?).
4.»Бей первым Фредди».
В связи со своей работой часто вспоминаю этот фильм, особенно, когда главный герой начинает доставать из чемодана свои игрушки для показа. Сколько раз у заказчиков я делал тоже самое…
5. «Лимонадный Джо.»
Конечно же да, помните, как он в муху стрелял.
6.»Призрак замка Моррисвиль».
Совершенно не помню о чем, но действительно название запомнилось.
7. «Миллион лет до нашей эры».
Смотрел недавно. И сейчас в эпоху 3D смотрится неплохо. Опять же девушки какие! Боюсь только, что он выходит за семидесятые.
8.»Мужчина и женщина».
Посмотрел в 1973-м году в Женеве, когда был у родителей на каникулах (смотрел, естественно нелегально, если бы узнали, могли и в 24-е часа…),- неизгладимо.
9. «Операция Святой Януарий».
Смотрел многократно.
10. «Yellow Submarine». Показывали, по-моему, всего один или два сеанса в Звездном. До сих пор горжусь проникновением туда без билета да еще с какой-то девушкой. Надо же, про безбилетный проход запомнилось, а про девушку нет…
Вспомнил еще.
Как же мы упустили «Великолепную семерку»?!
Кто тогда из нас не пытался освоить незабываемую походку Юла Бриннера. Первый раз посмотрел в Кратово в летнем кинотеатре. Крышу снесло напрочь (правда тогда я таким термином не пользовался…).
И заодно, по-моему, в то же лето и в том же кинотеатре показали «Седьмое путешествие Синдбада-морехода». Кино другого уровня, но ходил смотреть раз десять.
Левон, что же это , получается, что мы были с тобой на одном сеансе в «Звездном» на «Yellow Submarine»? в 1976 году?
Ну-да, все мы тогда одними тропами ходили: московский кинофестиваль (кстати, «Блеф» я тоже первый раз посмотрел на фестивале), неделя французского, датского, венгерского и т.д. кино, Чижик, Козлов, Машина Времени… Но появление «Yellow Submarine», было, конечно, неожиданным и неординарным событием. Представляю сколько голов из-за этого мультика в Минкульте после тогда полетело…
Левон, я думаю, что наши воспоминания могут быть систематизированны и представлены в виде любимых тобой Топ сколько-то.
Андрей, когда дойдет до печатных изданий покажу оставшиеся у меня экземпляры польского юмористического журнала «Шпильки». Супер.
Венгрия.
Капитан Тенкеш. Сериал. 1963 год.
Венгрия 19 века. Всякие страсти. Обязательная программа для каникул.
Фото Хабера. Режисер Золтан Варкони. 1963 год.
Про шпионов. Средненько. Зато возможно впервые увидел замечательную актрису Еву Рутткаи. Во многих из ниже перечисленных фильмов она снималась.
Перстень с русалкой. Режисер Имре МИхайфи. 1965 год.
Военный детектив. Сейчас выглядит слабовато неубедительно.
Венгерский набоб. Режисер Золтан Варкони. 1966 год.
Судьба Золтана Карпати. Режисер Золтан Варкони. 1966 год.
Авантюрная дилогия из жизни венгерских аристократов.
Карточный домик. Режисер Дьёрдь Хитч. 1968 год.
Увлекает и сейчас. Детектив.
Звезды Эгера. Режисер Золтан Варкони. 1968 год.
Исторический боевик.
Лев готовится к прыжку. Режиссер Дьердь Ревес. 1968 год.
Sarga rozsa (Yellow rose).
Много позже появились три великолепных фильма Иштвана Буйотора. Люблю. Смотрю регулярно.
Языческая мадонна. 1980 год.
Без паники, майор Кардош! 1982 год.
Заколдованный доллар. 1985 год.
Профессор преступного мира. Режисер Михай Семеш. 1969 год.
Достаточно интересный детектив.
Синдбад. Режисер Золтан Хусарик. 1971 год.
Поразил своим киноязыком. Какая камера.
Смотрел в институте экономики стран социализма в компании будущих российских политиков.
Пятая печать. Режисер Золтан Фабри. 1976 год.
Настоящее искусство. Золотой фонд мирового кинематографа.
Обязательно надо составить список любимейших книг. У меня кстати есть полностью (23 книжки)весьма редкая ныне серия Приключения и Фантастика издательства «Трудрезервиздат» (издавалась в 56-64 годах). А еще я бы cделал раздел «Что мы пили и курили в семидесятых». У меня есть красочный каталог табачных изделий тех лет. Так что изобразительный ряд обеспечен
Ну, Андрей, не знал, что ты такой заводной!
Что же, будет первый пост на новую тему — будет открыта новая ветка. Я только за. Кулагину тоже надо куда-то сливать свои энциклопедические знания. Глядишь и другие подтянутся… Только надо наглядней результировать наши дискуссии и отрывочные воспоминания. Может какие-то топы выводить; что с кино-то делать, или вспомнили и хорошо? Если успел заметить по Рокологии, я сторонник классификации по годам и регионам. И то и другое имеет свою неповторимость и особенность. В динамике это очень интересно изучать. Основных подхода два: первый — «что мне нравится сегодня из того года выпуска» (подход в Рокологии Топ 12), второй — «что мне нравилось тогда (что оказало на меня влияние)» (принцип Кулагина в «Музыке нашего поколения»). Второй подход имеет слабость в несовпадении года выпуска с годом ознакомления с продуктом (особенно в СССР), зато имеет более эмоциональную окраску восприятия. Главное четче формулировать тему ветки. Так что — WELCOME!
Неожиданно вспомнил фильм режисера Андраша Ковача «Лабиринт» 1976 года. Посвященный популярной теме «кино о кино». Сюжет не помню, но остался в памяти эпизод посвященный съемке постельной сцены (абсолютно невинный). Так что голые тетки интересовали не только Левона.
Андрей, ну у тебя и память, прямо как в анекдоте про Буденного. Могу только добавить из венгров «Завещание турецкого аги» 1967 года
70е годы получаются у меня крайне скудными по соц.кино. Вспоминается только Анатомия любви 1972 года все с той же Барбарой Брыльской. Кстати имя Евы Рутткаи мне очень знакомо, но в каких ее фильмах видел, не помню совершенно. Кстати она была женой Милоша Габора
А вот список капиталистов 72-73 годов довольно широк.
1) Последнее танго в Париже с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер. Смотрел в ДК МВТУ.
2) Генералы песчаных карьеров. Дым свободы
3) И дождь смывает все следы
4) О счастливчик. Шедевр из шедевров. Алан Прайс
5) Амаркорд Феллини. Смотрел этот фильм позднее, уже в начале 80х
6) Великолепный. Бельмондо с Жаклин Биссет. Жаль, что вырезали несколько эпизодов с ней
7) Генрих VIII и его шесть жен
8)Невероятные приключения итальянцев в России 1973 года. Фильм конечно не ах, да и не вполне западный. Но как его не вспомнить, если сам в нем снимался в паре эпизодов (в Домодедово). Все было серьезно, выбирали одежду в костюмерной Мосфильма. Вместе с Мироновым, Евстигнеевым и Сашей Бабковым.
В 1973 также вышел Jesus Christ Superstar, но воспоминания у меня о нем не юношеские, смотрел значительно позднее
Левон жалуется, почему я не подключаюсь к столь увлекшей вас игре. Ну, во-первых, у меня своих несколько проектов и я с завидной регулярностью представляю вам их результаты. Во-вторых, я, к сожалению, не могу похвастаться столь завидной памятью. Никогда не мог, а сейчас — тем более. В порядке своеобразной компенсации мой мозг работает, возможно, более выборочно и аналитично. Подобно Черчиллю с его «простыми вкусами», я стараюсь отбирать «только самое лучшее» и складываю это выборочное в «кубышку» своей памяти. Причем даже не столько памяти — сколько души. И все эти драгоценности… Нет, это не драгоценности — драгоценности лежат спудом, — а драгоценные ингридиенты смешиваются и смешиваются там, бродят и бродят, превращаясь во все новые и новые комбинации чудесных напитков. С годами они становятся только насыщеннее и «духовитее». Подобно бальзамическим эссенциям, получаемым в результате многолетней выдержки сначала виноградного сока, затем вина, и наконец винного уксуса… И этот процесс может протекать десятилетиями, причем чем выдержаннее «il balsamico», тем он ценнее.
Иной раз достаточно лишь капли, чтобы придать блюдам совсем другой вкус и аромат.
Вот так и в моем случае: события жизни, даже рутинные, а не рутинные — так тем более, сдобренные эссенциями души, запускают процесс… И чем экстраординарнее событие внешней жизни, тем более бурно протекает реакция внутри меня… А иной раз и не нужно никакого внешнего события…
Результаты же, они вам частично известны.
Но, не будучи в состоянии тягаться с вами по части количества всплывших в памяти фильмов, книг, напитков… я готов поучаствовать в ваших ностальгических путешествиях в плане качества. То есть я могу, например, назвать некое количество тех фильмов, тех книг… нет, напитков — нет, тех песен или музыкальных произведений и т.д., которые в наибольшей мере повлияли на меня, на формирование моего внутреннего мира. Поразмышлять о причинах и следствиях…
Думаю, и вам будет интересно перевести количество в качество, особенно после того, как память начнет давать сбой. Даже у Кулагина. Конечно, Интернет всегда под рукой, но, признайтесь, это уже будет не то, да к тому же здесь и Интернет не особый помощник. Все эти перечни, особенно в нашем с вами случае, случае экс-советских людей, более чем исчерпаемы. Не очень-то нас баловали всем этим в свое время.
Интересно, кстати, было бы проанализировать все те фильмы, что вы упомянули, на предмет того когда, чем и зачем нас, советских людей, в культурном отношении «потчевали». Ведь была же в этом какая-то логика! А, может, да и скорее всего выяснится, что и не было никакой логики, как и в самой системе… Тоже интересный результат!
Тут же следом за систематизацией, Левон, должен идти анализ. Систематизация — этап исключительно промежуточный, это лишь ступенька, за которой тут же должна следовать другая. В противном случае — смысловой обрыв, пропасть. Систематизация ради систематизации — полный нонсенс.
Вы практически все вспомнили и отчасти уже систематизировали — по годам, по жанрам… Переходим к следующему этапу? Или все это так и повиснет в воздухе, пока первый же налетевший порыв ветра не развеет все эти ностальгические воспоминания вновь по закоулкам нашей слабеющей памяти?
Воспоминания не бывают бессмысленными. За казалось пустым перечислением зачастую совершенно пустых фильмов в памяти находятся смысловые цепочки дорогие тебе лично. Рука пожатая в темноте кинозала. Жаркий спор заставивший тебя выбрать дорогу, которая привела тебя к тебе сегодняшнему. И много того что не счесть.
Оставив личностное хочу обратить ваше внимание на то, что мы с Левоном по характеру библиотекари и для завершения нашего кинографического цикла у меня намечено следующее:
ГДР и ФРГ, Румыния, Болгария, Югославия, Прибалтика, а также США, Англия, Франция, Италия, Япония и может быть 1-2 фильма чего-то ещё.
Думаю это займёт около недели. Что однако не мешает начать подводить итоги прямо сейчас. Материала хватает.
В воздухе развеялся дым и запах серы от предыдущего комментария, и, пока не приступили к анализам, спешу представить заключительную часть моего списка — 1974-76: сплошь капиталисты, социалистов не вспомнил ни одного
1) Профессия: репортер. Хороший, смотрел с удовольствием
2) Ночной портье. Cмотрел в 1976.Вот за этот фильм и сняли директора ДК МВТУ. Не успел он окончательно растлить будущих инженеров.
3) Убийство в Восточном экспрессе. Смотрел в кинотеатре Буревестник на Добрынинской. Классический классный детектив
4) Народный роман. Неплохой, итальянский
5) Кинг Конг. Смотрел на кинофестивале в июле 1977 года. Впечатлился.
6) Блеф. Тоже на этом кинофестивале. Это был мой последний фильм, просмотренный до знакомства с будущей женой. На этом фильме оканчивается мой список и на нем же закончилась юность. Ну теперь можно приступать к анализам
p.s.
Кстати в начале семидесятых были сняты и Эммануэль и Греческая смоковница и История О. Но просмотрены они были уже в эпоху видео. Посмотри я эти фильмы в начале семидесятых, мог и кондратий хватить
Возвращение к польской теме.
Удивительно. Забыл один из любимейших фильмов студенческих лет.
Рукопись, найденная в Сарагосе. Режисер Войцех Хас. 1964 года.
«И так родился я в Кардове» Это было у нас крылатым выражением. А какой роскошный роман Яна Потоцкого.
Андрей, а что ты скажешь о Миклоше Янчо? Я смотрел только один его фильм «Без надежды» 1965 года. Весьма своеобразный мастер, венгерский Антониони. И еще откуда ни возьмись, вспомнилась «Мать Иоанна от ангелов»
К своему стыду должен признаться, что Миклош Янчо мне абсолютно не знаком. Т.е. имя я такое знаю и наверное хотел увидеть что-нибудь из него, но как-то без интузиазма.
В свое время мне это не удалось. А когда появилась такая возможность, то из-за отсутствия этого интузиазма он так и остался на переферии внимания. Ведь столько хотелось увидеть и узнать.
И возможно это моя ошибка и Миклош Янчо именно тот режисер который был мне необходим.
«Мать Иоанну» я точно видел, может он мне понравился, а может быть и нет. Вспомнить бы.
Опять Польша.
Удительно забытый, многократно пересмотренный фильм оказавший огромное влияние на мои исторические интересы.
Крестоносцы. Режисер Александр Форд. 1960 год.
По роману Хенрика Сенкевича (не читал).
Мальчиками играли во дворе в крестоносцев.
Обратимся к немецкому кинематографу.
ГДР
Тайник на Эльбе. Режиссер Курт Юнг-Альзен. 1963 год.
Военный детектив.
За мной, канальи. Режиссер Ральф Кирстен. 1964 год.
Забавная псевдоисторическая комедия похожая на французский «Фанфан-Тюльпан».
Король — Дроздобород. Режиссер Вальтер Бек. 1965 год.
Детский. Сказка.
Тени над Нотр-Дам. Режиссер Курт Юнг-Альзен. 1966 год.
Довольно примитивный антифашистский детектив.
Телефон полиции — 110. Сериал. 1971 год.
Вполне добротный полицейский сериал.
Андрей. Возвращаясь к индейской теме.
Виннету играл французский актер Пьер Брис. И было этих виннету очень много. Какие из них я видел не знаю. Помню, что в какой-то момент я потерял к ним интерес (и про всех остальных индейцев тоже). Кооппродукция ФРГ — Югославия по романам Карла Мая.
Гойко Митич играл в первых фильмах про Виннету в эпизодах, а как гойкомитич он стал сниматься в гдэровских индейских фильмах, начиная с «Сыновья Большой Медведицы» 1965 года. У Митича не было постоянного героя, во всех фильмах их звали по-разному.
Ещё про Пьера Бриса. Он играл главную роль в румыно-французском фильме «Даки».
ФРГ
Человек проходит сквозь стену. Режиссер Ладислао Вайда. 1959 год.
С удивительным Хайнцем Рюманном (в детстве на актеров внимание обращаешь мало), узнал это значительн позже.
Приведения в замке Шпессарт. Режиссер Курт Хоффманн. 1960 год.
Тогда нравился.
Агент поневоле. Три режиссера. 1961 год.
Кооппродукция ФРГ- Франция.
И сейчас смотрится с интересом. Военно-шпионская комедия с роскошной Сентой Бергер.
И дождь смывает все следы. Режиссер Альфред Форер. 1972 год.
Кооппродукция ФРГ- Франция.
Вольная экранизация пушкинской «Метели».
Ответ знает только ветер. Режиссер Альфред Форер. 1974 год.
Хорошо помню только название и то, что было авантюрно интересно. Фильм у меня есть, но пересмотреть его я ещё не успел.
А что скажете по поводу индийского кино? Кстати,первый мой фильм , просмотренный в кинотеатре, был именно индийский, назывался «Любовь матери», смотрел его в 1959 году в кинотеатре Старт на Фрунзенской набережной. Помню это событие, потому что оно стало частью семейной хроники, если можно так сказать. Но вот что интересно — больше индийских фильмов я в жизни не смотрел, по крайней мере в кинотеатре. По телевизору помню один — «Зита и Гита»
Подходя к нашему мероприятию со всей серьёзностью, продолжаю мучить вас очередной порцией киноискусства.
Югославия.
В юности всё югославское кино имело две составляющие: уже упомянутый Гойко Митич и фильмы про партизан.
Итак.
Проверено — мин нет. Советско — югославский. 1965 года.
Очень добротный фильм. Боевик. Основные события разворачиваются в канализации. Чудесный Олег Ануфриев (хотя и не югослав).
Диверсанты. Режиссер Хайрудин Хрвавац. 1967 год.
Классика жанра.
По следу Тигра. Режиссер Хайрудин Хрвавац. 1969 год.
Отличный боевик про диверсантов подрывающих мост.
Девятнадцать девушек и один моряк. Режиссер Милутин Косовац. 1971 год.
Главные роли — Серж Генсбург и Джейн Биркин. Вот это да!
Казалось их было так много, но больше ничего вспомнить не могу.
Андрей.
Где-то в году 1979 я отдыхал в дом-отдыха на Селигере. Каждый вечер там показывали какой-нибудь кинофильм. И что характерно практически все они были индийские (возможно это был выбор киномеханика). После третьего фильма я так на них подсел, что уже не пропускал ни одного. Главное втянуться. Правда на этом моё знакомство с индийским кинематографом закончилось.
Но один эпизод помню как сейчас.
Злоумышленик пытается убить главного героя — рок-певца, пропуская ток через его гитару во время концерта. Гениально!
Надо признать справедливыми сашины замечания о некоторой размытости личного отношения. Но лишь отчасти. Так первая наша задача заключается в том чтобы вспомнить и перечислить всё, что удалось вспомнить. А наш опыт, предпочтения, уроки, потери и разочарования, находки и обретения следуют параллельно. Или накапливаются и ждут своего часа. Я например очень благодарен друзьям за «Анатомию любви» и «Пепел и алмаз». Особенно за анатомию, которую я сейчас пытаюсь найти. Эти фильмы определенно оказали на меня воздействие. Надеюсь положительное.
Засим продолжим.
Румыния.
Фильмы замечательного режиссера и актера Серджиу Николаеску.
Про мужественный румынский народ.
Даки. 1966 год.
И про бессмертного комиссара Миклована.
Чистыми руками. 1972 год.
Комиссар полиции обвиняет. 1973 год.
Последний патрон. 1973 год.
Реванш. 1978 год.
Комиссар полиции и Малыш. 1981 год.
Гайдуки. Режиссер Дину Коча. 1966 год.
Неожиданно всплывший в памяти фильм о румынских робингудах. Входил в ряд историко-революционно-приключенских фильмов. Котовский, Щорс, Чапаев.
Туннель. Режиссер Франчиск Мунтяну. 1966 год.
Советско-румынский. Моя оценка — отлично. Военные приключения.
Я ДОЛГО МОЛЧАЛ…
Не слишком ли у вас там все благостно? Не пора ли подпустить серы?
Из всего разом прочитанного усвоил три вещи:
— Андрей Кулагин был бы не Андреем Кулагиным, встреться ему в свое время на экране Миклош Янчо…
— Андрей Казачков: Без индийского кино, можно сказать, прошла жизнь даром…
— Левон Бабаян: Танкисты не помогли. Все равно шлялся, все равно влюблялся и т.д. и т.п. Оттого и проблемы. Наверное, надо было идти в танковые войска…
Вот такую роковую роль сыграли фильмы в жизни участников блога «Дыхание времени». Может быть, нужно было больше советских фильмов смотреть?
За кулисами остались лишь мои опыты и мои предпочтения.
Надо сказать, опыты мои мало чем отличались от опытов моих друзей, хотя, конечно же, просмотром такого же количества фильмов, как Андрей Кулагин, похвастаться не могу. А кто может? Этот человек, по-моему, задался целью пересмотреть и перечитать все на свете – плохое, хорошее ли – все подряд – и посмотреть, что в результате всего этого произойдет, то есть что с ним станется. Так некоторые врачи в прошлом прививали себе смертельные болезни. Так некоторые ученые… Впрочем, смотрите на этой неделе «9 дней одного года». Это как раз о них…
У меня принципиально другой подход. Я не гонюсь за количеством, а делаю ставку на качество. В итоге развил в себе дьявольское чутье и «не свой» фильм вычисляю на раз-два-три. Достаточно первых минут просмотра, или даже титров, или даже первых музыкальных аккордов. Может быть, конечно, какие-то «зерна» я и упустил, но зато и не потребил огромного количества «плевел». Мне вполне хватило того, что я видел, говоря словами героини фильма Ларса фон Триера «Танцующая в темноте».
Предлагаю вашему вниманию несколько фильмов, которые по тем или иным причинам произвели на меня — в свое время — глубочайшее впечатление и в каком-то смысле повлияли на дальнейший ход моей жизни. Почти в хронологическом порядке:
— «Женщина в красных сапогах» Луиса Бюнюэля. Это мое первое столкновение (в возрасте лет 13-14) с сюрреализмом. Башмак на голове! Логики – ноль! Второе, третье, четвертое измерения в том одномерном советском мире, в котором я родился и до этого жил! Мир перевернулся! Это был настоящий культурный шок! Выделение этого фильма /о котором я, кстати, больше никогда ничего не слышал/ из фильмотеки Бюнюэля вовсе не означает, что все остальные фильмы Бюнюэля мне не нравились. Напротив! Но это была «первая любовь»!
— «Двое в городе» не помню даже, какого режиссера /Интернет, конечно, мог бы помочь, но не хочу…/ Проблема: имеет ли кто /власть или человек/ право лишать другого человека жизни, пусть даже по закону? Жаркие споры на эту тему с приятелем, Игорем Музыченко, всю ночь напролет. А наутро вставать в 7 часов картошку копать в промерзшей земле! Я был, конечно же, против смертной казни, а заодно и против отправки нас, студентов, «на картошку»…
— «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Откровение! Это же про нас, про наше советское общество! И про нас, про меня — как не желающих быть «как все», не желающих подчиняться абсурдным и противоречащим человеческому естеству нормам и правилам! Находился под впечатлением много лет, вплоть до начала Перестройки. Сейчас это впечатление вновь просыпается. Пересмотреть что ли?
— «Мертвец идет» тоже не помню какого режиссера. Про возможность раскаяния даже у последнего негодяя, у которого отродясь не было ничего святого. У нелюдя! При условии, что найдется святой /или святая/, который впервые попытается понять тебя, пожалеет и поверит в то, что ты можешь быть хорошим. И в момент, когда ты раскаешься, практически родишься к новой жизни – все та же власть, все те же люди, присвоившие себе право исправить «ошибку» Бога…
— «Смерть в Венеции» Лукино Висконти. При всем моем неприятии патологической страсти главного героя рука мастера есть рука мастера! А в отношении патологии – достаточно считать все просто символом: скажем, заменить «мальчика» на «радость жизни», на «чувство прекрасного», на «счастье существования»… и фильм перевернет все ваше существо, как перевернул мое. С этого фильма, кроме того, началась моя непреходящая любовь к Малеру.
— «Барышни из Вилько» Анджея Вайды. Фильм о тщетности попытки вернуться в прошлое… Более того, об опасности, которая в этой попытке таится. Упущенные возможности – есть упущенные возможности! Мне, правда, это в жизни однажды удалось!
— «Ускользающая красота» Бернардо Бертолуччи. Художник, угасающий на фоне цветущего края – Тосканы, красивее которой вряд ли что в мире вообще есть. Одна радость – успевает передать эстафету – стремление к глубокой и полноценной жизни – молоденькой героине, стоящей на пороге своего жизненного пути. Красива жизнь, красива героиня, тем более не совсем равнодушная к нему – ан, нет, надо уходить!
— «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера. О безмерной скромности желаний, предельном аскетизме чувств и чувстве парадоксальной, вплоть до противоестественности умеренности. Героиня – прямой антипод нашему обществу безмерного потребления, нашей философии неуемного потребления всего и вся. О жертвенности — как это часто бывает у Триера. Мы ее не видим в нашей теперешней жизни, но знаем, что она есть. Должна быть. /Долго думал, поставить ли этот фильм или «Рассекая волны» того же фон Триера. Нет, этот последний с каким-то все-таки «душком», хотя тоже заставляет задуматься, ох, как о многом!/
— Несколько фильмов о невысказанности чувств в силу самых разных обстоятельств социального, политического, религиозного и т.д. характера. В последнее время прямо мода какая-то пошла на эту идею. Вспомнить могу только «Девушку с жемчужной сережкой» Питера Уэббера /все же подсмотрел в Интернете!/ Недавно по «Культуре» был еще фильм – французский, о так и не распустившемся чувстве между молодой французской патриоткой и немецким офицером-оккупантом. Тема исключительно мне близкая — умение подчинять свои чувства и желания чувству долга, внушенного тебе извне, пусть помимо твоей воли и сознания, но зато единожды и теперь уже, наверное, навсегда!.. Сам фильм, «Девушка с сережкой», – более чем стильный, полностью в духе и стиле Вермеера, о котором, собственно говоря, и идет речь как о предмете скрытой страсти…
— «Караваджо» Дерека Джармена. Еще один фильм, снятый в стиле полотен самого художника. Гений, призванный выразить божественную красоту, одержим при этом даже не одним, а целым легионом бесов. Яростная борьба в человеке этих двух совершенно антагонистических начал. «Ни страха, ни надежды» (Neither Fear Nor Hope) – разве это не лозунг, достойный каждого по-настоящему гордого человека!
— «Контракт рисовальщика» Питера Гринуэя. Не говорю уже о необычности стиля Гринуэя, к которому, к сожалению, слишком быстро привыкаешь и который очень скоро начинает раздражать. Но в этом, одном из первых фильмов английского режиссера, он, стиль, просто бесподобен! А сама идея! Талант, который, казалось бы, уже всех «сильных мира сего» себе подчинил, всем навязал свою гордую волю!.. И вдруг, вместо вот-вот ожидаемого триумфа, все разом возвращается на круги своя, и даже хуже… Так кто с кем играет: гений с сильными мира сего или, наоборот, сильные мира сего — с гением?..
— «Ратное дело» /Il Mestiere Delle Armi/ Пьеро Ольми. Ольми вообще гениальный режиссер, очевидно, порядком недооцененный ни у себя на Родине, ни в Европе… Ну, а в мире – уже есть Америка и Голливуд! Но сейчас не об этом. Стопроцентное погружение в 16 век – Италия для этого идеальное место, вот только где они взяли былые мантуанские болота и туманы. Я-то их еще помню по концу 80-х годов, но фильм-то 2001! Стопроцентное погружение в войну, причем практически без батальных сцен, но зато какое напряжение! От одного только ожидания! Абсолютнейший кинематографический минимализм, который, вопреки логике и установившейся практике, только усиливает впечатление до самого предельного уровня…
— «И свет во тьме светит…» /Il Sole Anche Di Notte/ братьев П. И В.Тавиани. Фильм-призрак, который произвел на меня колоссальнейшее впечатление – большее, чем сама повесть Льва Толстого, но о котором я до последнего времени не мог получить ни малейшей справки ни в Москве, ни в Италии. Грешным делом я даже думал, не приснился ли он мне? Не выдумал ли я его? Рекомендую всем тем, кто хочет в одночасье поменять всю философию своей жизни. Тот редкий случай, когда режиссер лучше и глубже донес идею, чем сам автор литературного произведения. Далее – сплошные восклицательные знаки!..
— «Весна, лето, осень, зима и снова весна» Ким Ки-Дука. Лирика и философия высшей пробы, спаянные воедино, да так, что не разнимешь! А зачем разнимать-то! Красивейший и глубочайший фильм, хотя кто-то и скажет – «обыкновенный буддизм»! Да, есть люди, для которых что ни возьми, все – абсолютно «обыкновенно»… И зачем живут? Можно ли жить без сказки в душе? Пересмотрел после этого все фильмы Ким Ки-Дука. Проклял все на свете. Хоть бы что напоминало. В трансе он, что ли, каком ставил этот фильм-притчу? Невольно поверишь в возможность «озарения»!
Ну и так далее и в таком же духе… Чем дальше, тем больше всплывает в памяти по-настоящему стоящих фильмов. «Мефисто» И.Сабо, «Корчак» того же А.Вайды, «Земляничная поляна» И.Бергмана, «Зеркало» А.Тарковского, «Проверки на дорогах» Ю.Германа, «Доживем до понедельника» С.Ростоцкого… А Вендерс, а Фассбиндер, а Херцог, а Шлендорф… Заранее прошу прощения у всех, кого безмерно люблю и уважаю, но не назвал. Ну, разве можно смотреть после всего этого то, что идет по телевизору, в кинотеатрах, что заполняет прилавки видеотек и видеокиосков?
Нет, можно, конечно, но нужно копать и копать, копаться и копаться, пока на снятый тобой с полки фильм не последует реакция продавца: «Ну, уж этот точно нет: такая нудятина!»
Другие времена – другие нравы!
В эти моменты я как никогда счастлив тем, что родился именно в то время и именно в том месте, когда и где родился…
Конечно мои (наши) непритязательные вкусы не могут соперничать с изысканным бюнюэле-висконти. Но мне кажется, в воспитательных целях, в третьем классе лучше смотреть про трех мушкетеров или четырех танкистов. Педофилы и сюрреалисты не лучшая компания для мальчика. Упомянутый фильм Бюнюэля это не отец, а сын Хуан.
Саша не думай, что нам (мне) не нравятся перечисленные тобой фильмы (хотя половину из них я точно не видел).
Двое в городе – насколько я помню в прокате демонстрировался без заключительной сцены (казни). Иштван Сабо и Милош Форман. И что говорить про «Доживём до понедельника» и пр.
Как уже отметил Левон, тема нами была искусственно ограничена по времени. Западный кинематограф будет дальше. Думаю, что-то любимое вспомним мы все.
Саша!
Если прорвет еще раз (и это будет хорошо), постарайся ограничиться фильмами 60-70-х годов выхода. Ибо не только этот пост, но и весь блог посвящен именно этому периоду времени.
(Это я про «Ускользающую красоту» Бернардо Бертолуччи.)
Еще один румынский — «Одна из девушек». Cмотрел где то в 1970. Про борьбу с турками
Болгария.
Инспектор и ночь. Режиссер Рангел Вылчанов. 1963 год.
Изящный, стилистически выверенный фильм. Болгарский киноматограф звучит почти как молдовафильм или одесская киностудия, что-то глубоко провинциальное. Неправда. Очень качественное европейское кино.
У тех фильмов, которые я помню и люблю, оказывается один литературный источник Богомил Райнов. И литература хорошая.
Трилогия из жизни шпиона Боева.
Господин Никто. Режиссер Иван Терзиев. 1969 год.
Что может быть лучше плохой погоды. Режиссер Методи Андонов. 1971 год.
Большая скука. Режиссер Методи Андонов. 1973 год.
На каждом километре. Сериал. 1969 год.
Партизанский. Название осталось в памяти, вызывая положительные эмоции. Сюжет не помню.
Прибалтика.
Никто не хотел умирать. Режиссер Витаутас Жалакявичюс. 1965 год.
Абсолютный шедевр.
Последняя реликвия. Режиссер Григорий Кроманов. 1969 год.
Первое, что я люблю в этом фильме это саундтрек с Георгием Отсом.
Второе, гениальная фраза аббата в исполнении Ролана Быкова. «Мужики есть мужики».
Отель «У погибшего альпиниста». Режиссер Григорий Кроманов. 1979 год.
По Стругацким.
Кажется еще были какие-то телевизионные фильмы. Или это ложная память. Прибалтийские актёры очень часто убедительно изображали иностранцев.
Андрей, фильма с Джейн Биркин пока нет. Но если он есть в природе мы его достанем.
Андрей, а у тебя есть «Девятнадцать девушек и один моряк»? Я сейчас взглянул у Patrick Lichfield на портрет Джейн Биркин. Эта женщина была одним из главных моих идеалов красоты в 70х годах. Хотя точнее, не красоты, а сексуальности. Хотя, может и красоты, я тогда одно от другого не отличал. Да впрочем и сейчас не отличаю
В предыдущем посте про Джейн Биркин я забыл добавить вопрос, а кто был вашими секс символами из мира кино в описываемый период? Я думаю, этот момент являлся одним из определяющих факторов, почему нас тянуло в кино на те или иные фильмы и что нам запомнилось
Андрей, мне кажется это будет интересно каждому. Вспомнить про идеалы. Я готов.
Моим секс-символом — Юля Дубнова! Что, надо из «мира кино»? Ну да, пару раз мы с нею в кино были. Что смотрели? Не знаю, что смотрела она, а я — на нее… Так сказать, на «секс», как ты выразился «символ»…
Опубликовал пост, посвященный фильмографии Джейн Биркин в продолжение темы «идеалов» или секс-символов того времени.
Друзья, это заключительная часть нашего небольшого исследования «Кино нашей юности».
Мне было интересно вспомнить себя, юного восторженного мальчика с изумлением внимающего в тёмном зале картинкам такой далёкой чужой жизни. Что-то из увиденного забылось напрочь (Новые центурионы — хотя вспоминаю, что во время просмотра впечатления были), что-то постоянно было со мной, оказав влияние на моё художественное восприятие (Том Джонс — сколько не смотрел впечатление всё то же).
Эта часть посвящена западному кинематографу. То, что вы вспомнили раньше, здесь не фигурирует.
Фильмы эти можно поделить на две категории: развлекательную (их, наверное, большинство) и настоящие шедевры (как ни удивительно попадавшие в советский прокат).
Уверен, что что-то мы всё-таки не вспомнили.
Жду ваших заключительных слов (и от себя тоже).
США
Скованные одной цепью. Режиссер Стенли Креймер. 1958 год.
Брутально.
В джазе только девушки. Режиссер Билли Уайлдер. 1959 год.
Хоть и развлекательный, но шедевр.
Спартак. Режиссер Стэнли Кубрик. 1960 год.
Ничего не помню, но нравился.
Квартира. Режиссер Билли Уайлдер. 1960 год.
Очень и очень.
Моя прекрасная леди. Режиссер Джордж Кьюкор. 1964 год.
Само собой.
Звуки музыки. Режиссер Роберт Уайз. 1965 год.
Красиво и со значением.
Как украсть миллион. Режиссер Уильям Уайлер. 1966 год.
Отлично.
Смешная девчонка. Режиссер Уильям Уайлер. 1968 год.
Барбара Стрейзанд.
Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? Режиссер Сидни Поллак. 1969 год.
Казался очень серьёзным.
Генералы песчаных карьеров. Режиссер Холл Бартлетт. 1972 год.
Думаю, сейчас это смотреть не стоит.
Новые центурионы. Режиссер Ричард Флайшер. 1972 год.
Алиса здесь больше не живёт. Режиссер Мартин Скорсезе. 1974 год.
Не помню.
Три дня Кондора. Режиссер Сидни Поллак. 1975 год.
Крепкий боевик.
Лихорадка на белой полосе. Режиссер Джонатан Каплан. 1975 год.
Наверное, нравился.
Англия
Том Джонс. Режиссер Тони Ричардсон. 1963 год.
Шедевр.
О, счастливчик! Режиссер Линдсей Андерсон. 1973 год
Шедевр.
Италия
Брак по-итальянски. Режиссер Витторио Де Сика. 1964 год.
Наверное, хорошее кино.
Укрощение строптивой. Режиссер Франко Дзеффирелли. 1967 год.
Шедевр.
Ромео и Джульетта. Режиссер Франко Дзеффирелли. 1968 год.
Шедевр.
Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений. Режиссер Элио Петри. 1970 год.
В то время нравился.
Народный роман. Режиссер Марио Моничелли. 1974 год.
Помню смутно.
Семейный портрет в интерьере. Режиссер Лукино Висконти. 1974 год.
Шедевр.
Невинный. Режиссер Лукино Висконти. 1976 год.
Итальянская классика.
Франция
Пир хищников. Режиссер Кристиан-Жак. 1964 год.
Запомнил очень хорошо.
Вперёд, Франция! Режиссер Робер Дери. 1964 год.
Весело.
Шербургские зонтики. Режиссер Жак Деми. 1964 год.
Музыкально.
Черный тюльпан. Режиссер Кристиан-Жак. 1964 год.
Авантюрно.
Разиня. Режиссер Жерар Ури. 1965 год.
Смешно.
Оскар. Режиссер Эдуард Молинаро. 1967 год.
Ощущение чего-то не вполне понятого.
Три шага в бреду. Режиссеры: Роже Вадим, Луи Маль и Федерико Феллини. 1968 год.
Казался шедевром.
Жил-был полицейский. Режиссер Жорж Лотнер. 1971 год.
Круто.
Чудовищная декада. Режиссер Клод Шаброль. 1971 год.
Казался шедевром.
Высокий блондин в черном ботинке. Режиссер Ив Робер. 1972 год.
Народный роман. Режиссер Марио Моничелли. 1974 год.
Смешно.
Зануда. Режиссер Эдуард Молинаро. 1973 год.
Смешно.
Страх над городом. Режиссер Анри Верней. 1974 год.
И сейчас смотрится с интересом.
Не упускай из виду. Режиссер Клод Зиди. 1975 год.
Джейн Биркин.
Вендетта по-корсикански. Режиссер Хьюберт Корнфилд. 1975 год.
Сейчас не смешно.
Профессия: репортёр. Режиссер Микеланджело Антониони. 1975 год.
Шедевр.
Игрушка. Режиссер Франсис Вебер. 1976 год.
Не знаю, как сейчас.
Труп моего врага. Режиссер Анри Верней. 1976 год.
Что-то осталось.
Япония
Под стук трамвайных колёс. Режиссер Акира Куросава. 1970 год.
Шедевр.
Друзья, исследование закончилось, но есть еще поле для близких тем. Как уже заметил Андрей, у меня воспоминания о многих фильмах тесно связаны с кинотеатрами, где я их смотрел. Посему готовлю воспоминания о кинотеатрах моего детства и юности. Надеюсь и вы вспомните и дополните. Будут и сопутствующие фотографии
Друзья!
Наше исследование очевидно не полное. Что-то вспоминается неожиданно.
Франко-итальянский фильм.
Супружеская жизнь. Режиссер Андре Кайат. 1963 год.
Две серии. Первая от лица мужа. Вторая, жены. Помню, что в юности меня это заинтересовало.
Завтра мне его принесут с советским дубляжем, посмотрим какое впечатление оставит сейчас.
В завершении нашего большого труд, я составил свой итоговый список фильмов.
1. Это фильмы, увиденные мною в 1963 — 1976 годах.
2. Это фильмы, оказавшие (в разной степени) влияние на формирование меня как меня. Здесь присутствует определённая условность, так как это мнение меня сегодняшнего.
3. Фильмы разнообразные. От лёгких комедий до классических экранизаций.
Расёмон. 1950 год.
Тайна острова Бэк-Кап. 1958 год.
В джазе только девушки. 1959 год.
Великолепная семерка. 1960 год.
Квартира. 1960 год.
Три мушкетера. 1961 год.
Этот безумный безумный безумный мир. 1963 год.
Том Джонс. 1963 год.
Инспектор и ночь. 1963 год.
Супружеская жизнь. 1963 год.
Закон и кулак. 1964 год.
Моя прекрасная леди. 1964 год.
Фантомас. 1964 год.
Рукопись, найденная в Сарагосе. 1964 года.
Пир хищников. 1964 год.
Никто не хотел умирать. 1965 год.
Туннель. 1966 год.
Как украсть миллион. 1966 год.
Анжелика и Король. 1966 год.
Меморандум Квиллера. 1966 год.
Укрощение строптивой. 1967 год.
Всё на продажу. 1968 год.
Ромео и Джульетта. 1968 год.
Три шага в бреду. 1968 год.
Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? 1969 год.
По следу Тигра. 1969 год.
Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений. 1970 год.
Под стук трамвайных колёс. 1970 год.
Что может быть лучше плохой погоды. 1971 год.
Чудовищная декада. 1971 год.
Генералы песчаных карьеров. 1972 год.
Чистыми руками. 1972 год.
О, счастливчик! Режиссер Линдсей Андерсон. 1973 год.
Великолепный. 1973 год.
Семейный портрет в интерьере. 1974 год.
Профессия: репортер. 1975 год.
Три дня Кондора. 1975 год.
Пятая печать. 1976 год.
Блеф. 1976 год.
4. Этот список расширенный. Если его максимально сократить, то получим:
Расёмон. 1950 год.
Том Джонс. 1963 год.
Рукопись, найденная в Сарагосе. 1964 года.
Укрощение строптивой. 1967 год.
Ромео и Джульетта. 1968 год.
Семейный портрет в интерьере. 1974 год.
Пятая печать. 1976 год.
Последнее соображение.
В отличии от музыки, которую можно было записать на магнитофон и не выключать сутками, кинофильм можно было увидеть только в кинотеатре, и только тогда, когда он там шёл. А нужный тебе кинофильм как правило не шёл там никогда.
Поэтому подавляющее большинство того, что мы должны были увидеть в 20 лет, мы увидели только в 40. Такая вот незадача.
Друзья, ваше подведение итогов?
С удивлением (?) обратил внимание, что в итоговом (сокращённом) списке, практически одни экранизации литературной классики.
Будучи понуждаем моими друзьями к подведению итогов, я неожиданно столкнулся с большими трудности в определении своих самых самых. Что есть критерий к включению в список? Всеми признанная гениальность-шедевральность? Что-то, задевшее в нужный момент и запомнившееся на всю жизнь? Обстоятельства, связанные с просмотром? Поднял настроение и вызывает радость до сих пор? Просто понравился и запомнился без всяких причин? Красивые актрисы в конце концов? Нет однозначного ответа. Поэтому в конце концов составил весьма приблизительный и бессистемный список, в котором присутствуют фильмы , выбранные по всем шести критериям.
Который и прилагаю.
p.s. Кстати подумалось, что если бы была задача составить список самых самых советских, то все было гораздо проще…
Пепел и алмаз (критерий 1)
Земляничная поляна (критерий 1)
Развод по итальянски
Анжелики (критерий 5 в некотором смысле)
Маска красной смерти
Миллион лет до нашей эры (критерий 5)
Мужчина и женщина (а вот тут все критерии, кроме пожалуй 1)
Призрак замка Моррисвиль (критерий 4)
Фараон
Фотоувеличение
Три шага в бреду
Желтая подводная лодка
Беспечный ездок
Золото Маккены
Последнее танго в Париже
О счастливчик
Амаркорд
Великолепный
Ночной портье
Не упускай из виду (критерий 5)
Блеф
Понимаю затруднения Андрея Казачкова в выборе критериев. Думаю, что нет надобности делить списки по номинациям, скорее их различные комбинации, в той или иной мере, и определили влияние на детские и юношеские души, которое позволило через столько лет вспомнить об этих фильмах.
Вот еще один критерий – увидев случайно в телевизоре, не переключаешь и смотришь с удовольствием, даже сегодня. Хотя это как раз новый критерий в оценке фильмов тех лет с позиций сегодняшнего дня (принцип Рокологии Топ 12). Также не надо забывать, что наш выбор во многом был предопределен отделом культуры ЦК КПСС, формировавшим прокат. Не удивлюсь, если в наших списках оказались чуть ли не все зарубежные фильмы отечественного проката того времени… Ну, в том смысле, что ‘все советское — отличное’…, ну в смысле, — наоборот…
Сколько потом, в эпоху видео было фильмов досмотрено, например Казанова Федерико Феллини» (1976), его же “Сатирикон” (1969), те же “ Три шага в бреду” я впервые увидел на видео.
Вот еще:
Фотоувеличение (1966) (разве он был в прокате?)
Забриски Пойнт (1969)
Конформист (1970)
Живи и дай умереть (1973) (ну и вообще вся бондиана)
Афера (1973)
Постепенное скольжение в удовольствие (1974)
Полет над гнездом кукушки (1975)
Греческая смоковница (1977) (ну как без нее)
Калигула (1979)
И т. д. и т. п.
Это только то, что вспомнилось с ходу.
Великолепная семерка (1960)
Спартак (1960)
Три мушкетера (1961)
Этот безумный безумный безумный мир (1963)
Лимонадный Джо (1964)
Фантомас (1964)
Бей первым, Фредди (1965)
Большие гонки (1965)
Операция «Святой Януарий» (1966)
Миллион лет до нашей эры (1966)
Мужчина и женщина (1966)
Анжелика и Король (1966)
Фараон (1966)
Желтая подводная лодка (1968)
Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? (1969)
Генералы песчаных карьеров (1971)
Последнее танго в Париже (1972) (смотрел в Женеве)
О, счастливчик! (1973)
Великолепный (1973)
Амаркорд (1973)
Эммануэль (1974) (смотрел в Женеве)
Блеф (1976)
Закон есть закон. Следствие закончено,забудьте. Признание комиссара полиции…
Искатели приключений
С удивлением не увидел в списках «Фантомас» — три серии. Помню ломал в сентябре 1968 г. двери клуба завода «Красный пролетарий».
Зеленый театр, 60-е, вторая половина-начало 70-х: Не промахнись, Асунта, Искатели приключений, Верная рука — друг индейцев, Привет артист, Высокий блондин и т.д..
Польские фильмы видел практически все из перечисленных, но не всегда ко времени выхода на экран. Многие смотрел потом на просмотрах в клубах или в Иллюзионе.
Венгерские тоже. Там был еще фильм совместный ВНР — СССР, где играла Татьяна Самойлова — «Альба Регия». Я его в Авангарде смотрел. Про войну и «сопротивление». Но «венгров» иногда привозили в «Иллюзион». Помню, но это, скорее конец 70-х — начало 80-х, фильмы их режиссеров-авангардистов Сабо (без имени) и Миклоша Янчо, например. Это было потрясение. Еще такой фильм мелькнул на просмотре по абонементу — «Меч». Потом, в перестройку, его по ЦТ вроде бы показывали. Это такой гротеск-сатира на социалистическую мораль и действительность. В общем так: супружеская пара приехала в Вену из пригорода Будапешта на своем стареньком фольксвагене-жуке «прошвырнуться» — посмотреть фильм хард кор, купить что-то из одежды, но вдруг увидели в витрине арт салона, выставленный на аукцион меч-реликвию какого-то венгерского рыцаря. Они решили, что народное достояние не может так просто уйти с молотка непонятно кому и приняли участие в аукционе. Добились своего: продали машину, деньги припасенные на удовольствия вложили и меч выкупили. Приехав домой, уже на таможню поняли, что вляпались. Венгерским таможенникам был интересен не меч народного героя, а невесть куда подевавшийся «фольксваген» и, конечно, красавец-футляр, куда был упакован меч. Супруги долго объясняли, что и как. Наконец, их отпустили вместе с мечом, но… оставили на таможне красивый футляр выделанный изнутри красным панбархатом. В итоге меч оказался никому в Минкульте и вообще во власти не интересен. Слишком непонятно было, откуда он взялся. Голову ломать не стали и людям сказали: ступайте, себе, с миром. Они, супруги, сделали у себя дома народный «Музей меча», расположив его в пустом гараже. Поняв, что и здесь интереса к реликвии нет, хозяин вывез его на середину озера и выкинул в воду. После этого все и началось. Интерес проявился, и меч со дна водоема доставали уже всей страной, причем драгой-землечерпалкой. В итоге достали, но людскую обиду не утешили. В общем-то, хрень, конечно, но для тех лет было довольно смело. С такого рода равнодушием многие сталкивались и у нас и не только тогда.