Взаимосвязи

Взаимосвязи жанров с вопросом «Зачем слушать рок музыку?
Развитие дискуссии:

Небольшой вопрос, поставленный Александром Бабковым в O Presence и Led Zeppelin вызвал обширную дискуссию в Мнение имею на Контрапункте. Во время этой дискуссии вопросы плодились гораздо быстрее, чем осмысленные ответы, причем зачастую и вопросы и ответы выходили за рамки самой дискуссии. Тем не менее, учитывая их автономный интерес, было принято решение о выделении им отдельных мест для обсуждения.

Одним из таких вопросов, поставленный Андреем Кулагиным, явился публикуемый ниже, с попытками самого автора ответить на него же.
Таким образом, дискуссия, собравшая в Мнение имею более 50-ти комментариев продолжается на новом уровне с углублением в суть материалов.

Итак сегодня, Андрей Кулагин продолжает старую тему, начиная новую ветку Взаимосвязи жанров с вопросом «Зачем слушать рок музыку?»

Главный редактор.

1. Опуская политические, экономические, социальные и пр. внешние причины определим рок-музыку как музыку молодёжную (в момент её появления). Это была музыка для подростков, создаваемая подростками.
Уже это отличает её от симф. и джаза, создаваемых людьми (как правило) зрелыми.
Одним из главных побудительных мотивов к её исполнению (пусть каждый обратится к себе) — стоять на сцене с гитарой, а барышни в зале кричат тебе — уааааа!
2. Вы все помните слова Леннона о том, что Битлз популярнее Иисуса.
Рок это не только музыка — это образ жизни, мысли, чувств и пр. Музыка бунта.
Мы не хотим жить как вы, мы пойдём своим путём.
Одежда, поведение, культура.
Sex, drugs & rock’n’roll.
3. Рок концерт — это не собрание слушателей музыки. Это «религиозное» действо. Шаманство. Ритуал. Культ.
Почувствовать единение.
Мы вместе.
4. Бессмысленно ждать от ритуальных плясок, предназначенных для впадания в транс, глубины и содержательности.
У них другое предназначение.
5. В эпоху исчезнувшего метарассказа, рок оказался одним (а возможно и единственным) объединяющим движением, вобравшим в себя все возможные влияния (и не только музыкальные).
6. Но вбирая в себя и симф., и джаз, он подчиняет их своим задачам. Основной здесь является то, что это музыка коллективного действия (см. выше).
7. Отбивание ногой ритма — главный (непроизвольный) рефлекс рок-н-ролла.
8. Создание симфон. произведения требует как миниум серьёзного обучения. Понимание симфон. произведения (даже простое прослушание)(чтобы не выключить на пятой минуте) требует, если не подготовки, то хотя бы желания.
Коллективный разум здесь не помогает.
9. Джаз (не развлекательная его часть) это глубоко индивидуальная, импровизационная музыка, обращаемая к себе лично (затем уже к слушателю). Всё строится вокруг солиста (или группы солистов), пытающегося выразить что-то (каждый своё). Сплошные нюансы и оттенки. Можно сравнить с Поллоком и Ротко. Коллективный разум и здесь не поможет.
10. Особенности рока — это его особенности, а не недостатки.
11. Написал. И чтобы взбодриться включил современный шведский рок-н-ролльный коллектив Rock United пластинка Baptized In Oil 2008 года. Рекомендую.

Андрей Кулагин.

Взаимосвязи

Янв 29, 2011 | Музыковед

22 комментария

  1. Я сразу к конкретике.
    Послушал выборочно Rock United, что поиск дал, не знаю с каких альбомов. Честно, послушал с удовольствием. Да, рок, да, живенько. Это как раз пример для молодежного рок-концерта. Весьма разностилево: где-то в углу притаились Deep Purple (Too young for Stockholm City), а вот стебнулись любимые в юности Sweet (Highspeed Cruising). Но на полку для повторного слушания — староват я для этого, Андрей. За наводку мерси.

    Ответить
    • А я сначала удивилась, что группа современная шведская, а я даже названия такого не слышала. Потом послушала пару песен и поняла, почему не слышала…
      Затерялись во времени люди, затерялись. Мы вот с Левоном часто спорим на тему первично-вторично, интересно-неинтересно. Я практически согласна с ним в том, что ничего АБСОЛЮТНО нового сейчас придумать нельзя. Но.. как бы это выразить.. Я приветствую людей (музыкантов), которые берут старые ингредиенты, добавляют к ним немного нового и получают новый, свежий гремучий коктейль. Вся современная музыка – это новые коктейли из старых ингредиентов + новые специи. 🙂 И это действительно здорово!
      А в данном случае, на мой взгляд, люди пришли, и в 2005-2008 году сделали ровно то, что другие делали лет 20-25 назад. И что из этого? Ничего… Вряд ли у них наберётся много поклонников из среды 60-х, 70-х, и даже 80-х… И уж тем более, из современной молодёжи.
      Кстати, Евгений.. Что Вы подразумевали под молодёжным рок-концертом? Имели ли Вы ввиду «молодёжные рок-концерты» наших, «сейчасных» дней? Если да, то боюсь, вы их немножко недооцениваете…. 🙂

      Ответить
    • Женя, обрати внимание на немецкий трэш-кантри-панк коллектив The Bosshoss. Энергичные ребята, поют на два голоса. Стёбно-ироничные.
      У немцев (сейчас обратил внимание) много групп с подобным мироощущением:
      незабываемые Trio,
      Nina Hagen,
      безумные Knorkator,
      JBO (James Blast Orchestra),
      сайкобилльные Brothers Of Peace
      и пр.

      Ответить
      • Андрей, спасибо огромное за Knorkator-а! 🙂 Глубоко в их творчество не вдавалась, но одно-единственное их творение «Buchstabe» буквально сделало мой вечер, что называется! 🙂 И спасибо не только от меня, но и от нескольких моих приятельниц, с которыми я поделилась этой чудесной находкой :)))
        http://www.youtube.com/watch?v=zUcSTyD2T7M

    • Надя, рад виртуальному знакомству. Я совершенно не в курсе современных рок-концертов, просто подтверждал мысль Андрея и более раннее замечание Юры (на мнение имею) о том, что рок-концерт не есть повод послушать музыку, но повод ощутить себя в стае, только и всего.

      Ответить
    • «рок-концерт не есть повод послушать музыку, но повод ощутить себя в стае»? любопытное утверждение… А на чём оно основано? Евгений, не подумайте, ради Бога, что я придираюсь к словам. Просто мне, как человеку, который за последние лет 5 посетил порядка полусотни концертов, это утверждение крайне занимательно… 🙂

      Ответить
    • Надя, для подтверждения нашего общего взгляда (Юры, Жени, меня и думаю Левона и Саши) на рок концерт, приведу рассказ Хулио Кортасара «Менады». В рассказе описан не рок концерт, а симфонический, но все симптомы на лицо.
      Некоторые замечания к музыке шведского коллектива (общего характера).
      Все музыкальные предложения (в каждый конкретный момент), можно сравнить например с общепитом — есть глобальные сети (Макдональдс), есть дорогие «изысканные» рестораны, есть маленькие «домашние» кафе, есть китайские, итальянские и пр.
      Так и на музыкальном рынке — есть всё.
      Утверждать, что Макдональдс лучше домашнего кафе я бы не рискнул.
      Актуальность в музыке, понятие сомнительное. По этой логике Битлз какой-то сплошной нафталин.
      У каждого стиля есть свой (зачастую небольшой) круг преданных поклонников.
      Шведы играют «честный» рок-н-ролл, весело и с настроением, то что сегодня это не самая актуальная музыка, мне всё равно.

      Ответить
  2. Андрей,
    все, что ты пишешь, конечно, правильно, но характерно скорее для начального этапа рок-движения, ну и, возможно, для совсем уж юных и начинающих его приверженцев в наши дни.
    Аналогичная история ведь была и со столь высоко тобою ныне котируемым джазом. А вспомни 20-е! Тогда это тоже была чисто танцевальная и развлекательная музыка, звучавшая из баров, с танцполов и с подмостков кабаре.
    Как и джаз, рок-н-ролл не стоял на месте все эти годы, а эволюционировал в плане музыкальном, социальном, философском, да и просто геронтологическом. Музыканты, для которых главным побудительным мотивом было «стоять на сцене с гитарой под визг молодых барышень», давно успели повзрослеть, а то и поседеть, и теперь у них совершенно другие побудительные мотивы. И другая музыка. Примеров не счесть, сложнее как раз найти обратные примеры.
    То же самое и с аудиторией, со слушателями и ценителями, к которым и мы себя относим. Это видно и на основании тех списков любимых групп, что вы представили, а я все никак не соберусь. И это при том, что мы, наверное, не самые плохие представители своего поколения и изначально обладали какой-то музыкальной, да и просто культурой.
    И тут мы подходим к интересной теме, которая меня в последнее время все больше занимает — теме культуры и культурных различий. Ибо вот где,на мой взгляд, проходит основной водораздел между людьми в современном обществе. Не по возрастным, не по половым, не по профессиональным, не по социальным и не по классовым и т.д. признакам, а по культурным. И это противоречие будет нарастать, превращаясь во все более антагонистичное…
    Но это уже тема для возможной другой дискуссии и уж никак не в рамках «Рокологии».
    А здесь же… Попробуй рассмотреть рок в процессе эволюции и ты увидишь, что он прошел те же эволюционные этапы, что и джаз, и в результате превратился в ничуть не менее серьезную и глубокую музыку.
    И если бы это было не так, разве нам сегодня за самих себя, слушающих рок, не было бы стыдно?

    Ответить
    • Саша! Все верно, но на этапе конца 70-х. И серьезность и глубину лучшим образцам тогдашнего рока придало сращение с иными жанрами: джаз, симфо, арт и т.п. Сегодня смешно ограничивать себя в музыке. Кроме ностальгического рока нашей молодости есть «итальянцы» — Бочелли и все в этом духе, латина — Jose Feliciano, Tamara и им подобные. Да даже наши украинцы — Океан Эльзы, скажем. Барды — Щербаков, Мирзаян и др. Все названное довольно далеко от рока, но я это слушаю и люблю.

      Ответить
  3. Предисловие.
    Сегодня мне хотелось бы вновь приоткрыть закрытую было дверь.
    «Дверь» в «Дискуссионный клуб», точнее в ту его «кухню» или «курилку», где еще недавно кипели не шуточные споры о рок-музыке, ее смысле, значении, перспективах…
    Чувство попранной справедливости – вот тот «пепел», что «стучит мне в сердце», особенно каждый раз, когда я ставлю давно любимый или только что приобретенный новый «диск», когда включаю «Радио-Рок» или нахожу в интернете упомянутую одним из вас группу или «вещь».
    А еще, когда я думаю о том, с какой не объяснимой для меня легкостью вы, люди, судя по всему, гораздо более образованные, чем я, в музыкальном отношении, лучше знающие рок-музыку, согласились с вердиктом, вынесенным Андреем Кулагиным явлению, которое, вне всякого сомнения, стало для нашего поколения чем-то гораздо большим, чем просто музыка… Явлению, во многом сформировавшим нас и предопределившим нашу жизнь, а в чем-то и судьбу. Не об этом ли рассказы Семена Каминского?
    Своим сегодняшним размышлением я не ставлю цель воскресить сошедшую на нет дискуссию, хотя, не скрою, буду рад, если каждый из вас вслед за мной скажет свое слово в защиту столь любимого всеми нами музыкального явления. А значит, и в защиту всей культуры с приставкой «рок», и в защиту своего поколения, а в конечном итоге – и в защиту самих себя!

    В ЗАЩИТУ РОК-МУЗЫКИ
    В отличие от Андрея Кулагина, я не стал бы принижать класс рок-музыки, ее роль, значение, а также принципиальные, до конца, по-моему, еще не раскрытые возможности. Их не меньше и они не ниже, чем у любой другой разновидности музыки, включая джазовую и симфоническую. Проблема здесь, наверное, в другом. В том, что лучшие годы рок-музыки пришлись на в целом спокойную и благополучную пору в истории рода человеческого. Отсутствие катаклизмов вселенского масштаба, прогресс во всех сферах, — кроме, может быть, духовной, — благополучие в материальном, а в общем-то и психологическом плане и т.д. и т.п. – вот тот фон, а вовсе не пресловутая недостаточно аристократичная (по А.Кулагину) природа рок-музыки, что и предопределил ее характер, уровень и значение в современном мире.
    Какова эпоха, время и обстоятельства, — такова и музыка! Именно такая причинно-следственная связь здесь, а не наоборот. Музыка, не вписывающаяся в контекст своей эпохи, выпадающая из него, была бы просто смешной. Это же касается и любого другого рода искусства.
    Рок-музыка, с моей точки зрения, обладает колоссальным потенциалом, и на сегодняшний день она использовала лишь малую толку этого своего потенциала. Поэтому говорить о каком-то закате, а тем паче о смерти рок-музыки, по-моему, явно преждевременно.
    Странно, что с таким потенциалом она, рок-музыка, не появилась в годы мировых катаклизмов ХХ века, а также в те годы, что в философии, прошли под знаком экзистенциализма. Поэзия и литература достигли тут колоссальных высот. Музыка же, насколько мне известно, ограничилась лишь т.н. минимализмом. Не достигла и даже не приблизилась к высотам литературы и лирики. Возможно, в силу того, что музыка представляет собой явление более личностного характера, чем Слово.
    Но это не означает, что временами и местами рок-музыке не удавалось подниматься до грандиозных высот. Это, конечно же, не так, и здесь Андрей, на мой взгляд, либо лукавит, либо заблуждается. Либо не слышит и не чувствует. Субъективный момент в искусстве играет немаловажную роль. И если человеку хорошо или хотя бы, скажем так, не очень плохо, то никакая, ни древнегреческая, ни шекспировская трагедия его не проймет. Ни полная драматизма музыка, ни «Капричос» Гойи, ни «Котлован» Платонова, ни…
    Я привел в качестве примера трагизм как одно из наиболее сильных человеческих чувств и эмоциональных настроений. Но и остальные чувства, настроения, мысли… не остались вне поля зрения рок-музыки. Нет, наиболее серьезные рок-музыканты прошлись по всему спектру чувств, перепробовали самые разные жанры и приемы, поднялись и в музыке, и в лирике своих произведений, — песен, симфоний, опер, — до самых вершин философского мировосприятия. Другое дело, что, как уже сказано выше, вершины эти в наш век оказались не столь высоки, да и последовательности ни в музыкантах, ни в их аудитории оказалось, возможно, не достаточно: уж больно, опять-таки, разнообразным оказался наш век, уж больно скоротечно и быстротечно в нем все: вкусы, стили, настроения… А что вы хотите, — век потребления, чтобы продавать, нужно постоянно все разнообразить. Нет цельности, нет глубины, нет пресловутого лиотаро-кулагинского «метарассказа». Такие вещи, как метарассказы, -повести и –романы формировались веками, это не что иное, как так называемые вечные традиции и высшие ценности, которые по-настоящему востребованными оказываются лишь в тяжелую годину. В «золотой» же век ими можно и пренебречь. Казалось бы, можно пренебречь — на пике гедонистических удовольствий и радостей, но это все материи временные и ветреные, и прозрение рано или поздно неизбежно. И в личном, и в общественном плане.
    Я бы даже сказал больше. В наш, в общем-то очень «мелкий», в духовном плане, век рок-музыка – одно из тех немногих явлений, что напоминают о глубине, что зовут, что воспевают ценности «глубины».
    Не в этом ли кроются истоки и корни нашей общей любви к этой музыке?

    Ответить
  4. Предисловие

    Я как начну, остановить меня очень трудно! Но так уж получается, ничего тут не поделаешь, да, наверное, и не надо делать. Само постепенно сойдет на нет, рассосется. Главное – не противоречить и не задевать, да, Левон?
    В ходе написания «В защиту рок-музыки», а особенно после того, как я поставил последнюю точку, новая волна мыслей, чувств и воспоминания нахлынула на меня. И я не смог не отдаться ей – этой «волне моей памяти»… А ей не уступила и другая – волна моих нынешних настроений и отношений…

    РОК-Н-РОЛЛ ЖИВ
    В предыдущей статье на эту тему я позволил себе некоторую критику в ваш адрес, друзья, за то, что вы слишком легко, на мой взгляд, «сдали» рок-музыку, не возразив Андрею Кулагину, сравнившему ее чуть ли не с графическим дизайном. Помните? – «…реклама, упаковка, логотип, товарно-транспортная накладная»! Как только язык повернулся?
    Ну да Бог с ним… Полагаю в своей первой статье мне удалось восстановить некоторую справедливость.
    Сегодня же о другом, испытанном мною в ходе дискуссии удивлении. Удивили вы меня, друзья мои, тем, что говорили о рок-н-ролле все больше в прошлом, чем в настоящем. А о будущем, так чуть ли и вообще речи быть не могло. Высказывание Юрия о том, что рок-н-ролл умрет вместе с нами, короновало серию разговоров и настроений в этом духе.
    И это вы, кто знает рок-н-ролл лучше меня, кто гораздо раньше и глубже проникся им, кто до сих пор чуть ли не профессионально изучает его и претендует на определенный, едва ли не «научный» анализ, систематизацию, обобщение…
    Вы, почитающие рок-н-ролл превыше многого другого! Как же так вышло, что сегодня вы становитесь чуть ли не могильщиками его? Да, вы по-прежнему поете ему осанну и перетасовываете его творения, раскладываете из них то одни, то другие пасьянсы, но для вас он стал явлением безвозвратного прошлого, таким же, как ваша собственная юность и молодость.
    К счастью, меня миновала чаша сия. У меня не прерывалась связь времен. Наверное, потому, что я позже, чем вы, пришел к рок-н-роллу и позже проникся им. В отличие от вас, он у меня не завершился, а по-настоящему начался ностальгией по юным годам нашей жизни. И поэтом, наверное, я многое из того, что слушал, оценивал уже по-другому, чем мы это слушаем и воспринимаем в молодости. Менее эмоционально, зато более трезво, а значит, и критичнее, наверное.
    В том «царстве теней», куда я спустился уже в зрелом возрасте, я с удивлением обнаружил, что многие «тени» здесь очень даже себе еще ничего – свежие, румяные и способны по-прежнему трогать мою душу, наполнять ее энергией и оптимизмом. Более того, здесь я обрел для себя много новых знакомых, о которых я и слыхом-то не слыхивал, и со многими мы поладили. А у старых знакомцев я узрел до селе неведомые мне черты, и это заставило меня посмотреть на них несколько иными глазами.
    Были там, конечно, и тени безнадежные – тех, кто и при жизни-то не вызывал во мне никаких эмоций, а значит – вроде как, по сути, и не жил вовсе. Но все же их оказалось намного меньше, чем тех, что продолжали радовать душу и наполнять ее новым содержанием.
    Так Царство мрачного Аида поднялось в моем случае сначала до уровня земли, а затем переросло и землю и все продолжало расти и расти… Потянулось к Олимпу.
    Отверстой оказалась могила, отваленным оказался камень, и ничего не понимали охранники места сего…
    А между тем все оказалось довольно просто. Слухи о «смерти» рок-н-ролла дошли до меня гораздо позже, и я, естественно, не поверил им. Не поверил, потому что для меня рок-н-ролл даже не столько возродился, сколько по сути родился только в 90-х и с тех пор только рос и рос, радуя и наполняя меня все новыми соками жизни.
    «Закат» рок-н-ролла явление исключительно субъективного характера и вызвано оно, похоже, ощущением собственного заката.
    На самом же деле рок-н-ролл никогда даже не останавливался в своем движении. Мы – да, он – нет! Доказательством этому служит то, что я, придя к старому рок-н-роллу гораздо позже, чем вы, органично воспринял рок-н-ролл в том числе и современный — конца 90-х и начала т.н. «нулевых». В современных течениях его, «брите», «инди» и других я четко вижу наследные черты «старого» рок-н-ролла, я вижу нити, которые тянутся из прошлого в настоящее и уже готовы протянуться в будущее.
    Но главное даже не это. Главное это то, что по характеру и по степени воздействия на меня я не вижу особой разницы: воздействия рок-н-ролла 70-80-х на меня прошлого и воздействия рок-н-ролла современного на меня настоящего. Скажу больше, иная сегодняшняя «вещь» способна произвести на меня гораздо… нет, наверное, не большее, но более глубокое впечатление, чем иная из числа тех, что нравились мне в прошлом. Это и не удивительно: ведь мы и сами с течением лет стали эмоциональнее, чувствительнее и, надеюсь, мудрее.
    Я не представляю своей сегодняшней жизни без рок-н-ролла. С ним я встаю и практически возрождаюсь к жизни – делаю свой привычный утренний комплекс упражнений. Это – «Радио Рок» или какой-нибудь новый диск или какой-нибудь целый цикл старых. Недавно это был “Led Zeppelin” и “Procol Harum”, сегодня это “Dire Straits”. Завтрак протекает тоже под эти звуки.
    По дороге на работу, в машине, «концерт» продолжается. Это может быть радио, правда, уже не «Рок», а «Finam» или «Культура», а может быть и что-то из аудиотеки Левона, что хранится у меня на даче. Там столько всего, что, похоже, не переслушать никогда. Нет-нет, да я и обнаружу там, в 60-х и 70-х, для себя что-то по-настоящему особенное и радуюсь этому ничуть не меньше, чем археолог, среди черепков прошлого наткнувшийся вдруг на истинную ценность. Не открыть ли Левону новую рубрику в своем блоге – «Новости археологии»?
    Рабочие часы мои проходят без музыки. Это два совершенно разных мира и лучше им не пересекаться. Все же иногда случается, как у Льва Толстого в интерпретации Хармса: пишу деловое письмо: «свидетельствуем Вам», «доводим до Вашего сведения», «в заключение позвольте отметить»… а в голове крутится с утра засевшая там мелодия из “Cold Play” или “Simple Minds”.
    Вечером… Вечера у меня практически нет, так как прихожу я домой поздно и не считаю себя вправе навязывать близким чего бы то ни было. Но в интернете иной раз могу что-нибудь поискать, равно как и DVD могу поставить, особенно если речь идет о чем-то новом и доселе «неслыханном».
    С друзьями иногда обмениваемся как «нечаянной радостью» отдельными новыми вещами, и порой это переходит едва ли не в род своеобразного диалога. Так рок-н-ролл становится формой общения, языком общения.
    Событием рок-музыки становится выезд на дачу. Там, в недрах полуподвала, превращенного в своеобразную студию благодаря технике и аудиотеке Левона, разыгрываются целые концерты и «сэйшены», благо акустика, техника и бесконечный выбор музыки это позволяет. Там уж нет тех «фиолетовых пятен», о которых писал Юрий на пару с Гашеком.
    Истинный же триумф — это когда на даче я один. Тогда музыка, как титан, выходит из недр подземелья и заполняет собой все пространство дома. И тогда только неожиданное появление «олимпийцев» — моих близких способно загнать их обратно под мрачные своды Тартара. И вновь только “ex profundis” начинают время от времени доноситься плачи электрогитар, торжественные хоралы органа, неутомимые тамтамы «перкуссии».
    Рок-музыка «старая» и «новая» постоянно сходится в моих «сэйшенах», в моих музыкальных утренниках и вечерах, и, как уже говорилось выше, в этом нет ничего противоестественного, противоречивого, тем более антагонистичного. Нет, это сплошной «золотой век» — полная и бесконечная гармония: мелодии прошлого и настоящего сходятся и расходятся, кружатся, переливаются одни в другие, дополняют друг друга. Они исключительно созвучны и выражают одни и те же настроения, радости и страхи. Это нам, каждому новому поколению, кажется, что мы такие уникальные, что мы не имеем ничего общего с теми, кто жил до нас, и с теми, кто будет жить после нас. Наивное заблуждение и святая простота!
    История прерывалась бы на каждом новом поколении, будь это так! Вся история, не только человечества, но и литературы, музыки, живописи – искусства и культуры в целом представляла бы собой не единое целое, пусть и постоянно движущееся и изменяющееся во времени и пространстве – своеобразный поток, а череду стоячих озер-болотец, в которых квакают лягушки да плавают сонные пескари.
    Так что, друзья, не уподобляйтесь скучным пенсионерам-рыболовам, клюющим носом над своими удочками и радующимся своему нехитрому улову. Нет, снаряжайте лодку, ставьте парус, поднимайте якоря!
    Рок-музыка не осталась в прошлом. Она жива и, как и раньше, способна наполнить наши паруса. Стареет и умирает не музыка, а, к сожалению, — мы, и только мы. Но этого тем дольше не произойдет, чем дольше мы будем оставаться на «волне» вечно живой и вечно обновляющейся музыки.
    Нам посчастливилось присутствовать при рождении на ее, музыки, небосклоне новой звезды – рока! Подобно новозаветным пастухам и мудрецам мы пришли и поклонились ему, оставили подле яслей свои нехитрые дары. Вся наша жизнь прошла под лучами этой звезды, и каково было бы думать, что она зайдет вместе с нами, тем более что она зайдет раньше нас. Ослабло наше зрение, слух, притупились наши чувства. Но это не значит, что звезда стала меньше или что свет ее ослаб или стал более тусклым. Нет, для наших детей он столь же ярок и приносит им не меньше радости, чем в нашей молодости нам.
    Эту свою своеобразную и, возможно, несколько наивную «Оду радости» я хотел бы завершить песней “Love of My Life” Фредди Меркьюри из, похоже, не очень-то вами чтимой группы “Queen”.
    А кто сказал, что эта песня о любви к женщине, а не к музыке?

    LOVE OF MY LOVE
    Love of my life, you’ve hurt me
    You’ve broken my heart and now you leave me
    Love of my life can’t you see
    Bring it back, bring it back
    Don’t take it away from me because you don’t know
    What it means to me

    Love of my life, don’t leave me
    You’ve taken my love, you now desert me
    Love of my life, can’t you see
    Bring it back, bring it back
    Don’t take it away from me because you don’t know
    What it means to me

    You won’t remember, when this is blown over
    And everything’s all by the way
    When I grow older I will be there by your side to remind you
    How I still love you -I still love you
    Back — hurry back, please bring it back home to me
    Because you don’t know what it means to me

    Love of my life, life of my love…

    ВСЕЙ МОЕЙ ЖИЗНИ ЛЮБОВЬ

    Любовь всей моей жизни, ты нанесла мне удар в самое сердце
    Ты разбила мне его, а теперь и сама уходишь
    Моя величайшая любовь, неужели ты не видишь, не понимаешь?
    Жизнь, верни мне ее, верни
    Не забирай ее у меня, ведь ты знаешь, что она для меня значит.

    Любовь всей моей жизни, ведь ты не бросишь меня
    Ты испила без остатка всю мою любовь, а теперь и сама уходишь
    Моя величайшая любовь, разве не видишь ты, не понимаешь?
    Верни мне ее, верни
    Не забирай ее у меня, ведь ты знаешь, что она для меня значит.

    Ты и не вспомнишь, когда все минует
    Когда все останется в прошлом…
    Да, я состарюсь, но подле тебя останусь в память о том,
    Как сильно я любил тебя и как по-прежнему люблю
    Так поторопись же вернуть мне утрату, верни мне ее
    Ты должна знать ее истинную цену, для меня она бесценна

    Любовь всей моей жизни, жизнь всей моей любви.

    ЛЮБОВЬ — ЖИЗНЬ, ЖИЗНЬ — ЛЮБОВЬ

    Любовь мне рану роковую нанесла
    Любил ее как жизнь, и жизнь отняли
    Верните мне ее, неужто вы не знали,
    Что значила она, что значит для меня?

    Любовь, ведь ты останешься со мной.
    Испила чувство все ты без остатка
    Не следует играть со мною в прятки
    Не будет жизни мне, клянусь судьбой.

    Ты и не вспомнишь, все быльем затянет,
    Затянет и травою порастет
    Состарюсь я, и седина зароком станет
    Любви, что лишь одна не вянет,
    Что пышным цветом снова расцветет,
    Даже среди оград, среди былья.

    Ты жизни всей любовь, любовь, ты — жизнь моя.

    Ответить
  5. Cижу сейчас, пересматриваю профессиональные записи с одного из посещённых концертов (прошлая новогодняя ночь).. Отчётливо помню один момент, секунду, переход из куплета в припев.. Это был самый настоящий взрыв! Ощущения — непередаваемые.. А в записи.. ничего.. ничего подобного.. Запись, даже самая профессиональная, всё сглаживает, обесцвечивает.. Поэтому ТУДА надо ходить и слушать, ибо такой настоящий наркоманский кайф можно получить только от живого звука.

    p.s. хотя, всё в этом мире относительно и очень индивидуально. и если бы я была поклонником каких-нибудь Slipknot, например, то ходила бы на их концерты за чем-нибудь другим. Хотя бы и почувствовать себя в стаде 🙂

    Ответить
  6. Боюсь показаться нудным типом (а действительно ли я боюсь этого?) но никакого особого оптимизма по поводу дальнейшего существования рока (за пределами нашего поколения) я не вижу.

    Здесь всё… И отсутствие молодежи на роковых концертах, и отторжение этой музыки, что выражается в ее очень незначительном присутствии в списке хитов, и в не появлении новых серьезных ансамблей. Яркий пример — выступления и совместная пластинка Роберта Планта и кантристки Элисон Краус. Причем это не Элисон «по-роковела», а Роберт «по-кантрел». И это отнюдь не то кантри, что как у Иглз, Криденсов или Кросби, Стиллс и Нэш было крепко замешано на роке, а то самое блеющее, псевдо «тирольское» песнопение… Опять «нас на бабу променял»?

    Я понимаю развитие эры рока следующим образом. В 50х годах (это невзирая на страну, общественный строй и т.д.) все жили по-старинке, неторопливо и по большому счету никто никуда не торопился, как бы ни топали ногами сверху. Затем, к началу 60х ритм жизни стал расти во всем мире . «Забудьте дедукцию и индукцию, давайте продукцию». Это и послужило отличной почвой во всем мире для рока и битломании. Рок был подхвачен почти всеми и не смотря на запреты его, которые начались в США на религиозной почве и в других странах, где запреты носили идеологический характер. Но не будем об этом… Рок помог нам всем набрать обороты и угнаться за набирающим скорость миром. Это было время, когда веселый танцевальный рок-н-ролл начал взрослеть и потихонку превратился в высоко-энергетический рок

    Но одно дело — участвовать в гонке, другое дело пытаться удержаться на этой скорости и не улететь на обочину. Постоянная скорость начала надоедать. Ответом послужило то, что посреди традиционно роковых песен стали появляться роковые баллады, медленные песни. И даже у самых сверх-энергетических групп. Вспомните хотя-бы «Since I’ve Been Loving You» Лед Зепелин или «Child in Time» Дип Пёрпл

    Чем далее, тем больше это «раздвоение скорости» увеличивалось. Самое главное же в том, что нам всем эта скорость стала неприятна. С одной стороны добраться самолетом в Крым быстрее, а поездом — интереснее. На работе нужно сделать много, а радости это не приносит. Хочется неторопливости и качества вместо бросания из стороны в сторону. И так везде и во всем. И музыканты очень четко прочувствовали это раздвоение и желание более медленной музыки. К концу 70х рок практически перестал быть хоть сколько-нибудь танцевальным, превращаясь в некий «камерный рок» (по аналогии с камерной классической музыкой).

    К началу 80 в мире начал вообще пропадать интерес к музыке: цветное мелькание экранов ставших доступными телевизоров начало заменять в массах потребность к музыке. В настоящее время этот процесс уже логически завершился: только единицы покупают нынче аудио-систему, большинству же нужен «домашний театр».

    Еще несколько лет назад все, кому не лень, ругали Бритни Спирс, нынче же, по сравнению с более свежими исполнителями (каюсь, не должен я был этого говорить) она уже кажется чем-то более менее удобоваримым…

    Я к тому, что музыка очень четко отражает умственный настрой общества. Рок 70 умнел, потому, что и мы умнели. В наше время наростающего идиотизма интерес к музыке в большинстве своем угас и хранят его только те, у кого есть, что вспомнить. Для всех остальных остался только один тип музыки: «Бум-и-Псс», где «бум» отражает бас и большой барабан, а «псс»- тарелки. Первое (бум) имеет обычно ритм сексуальных движений, второе служит для привлечения внимания. В общем, если впомнить абсолютно гениальный (на мой взгляд) фильм Кин-Дза-Дза, в нем не только были предсказаны малиновые пиджаки («Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели») но и тип музыки, который станет интересен человечеству(«Дядя Вова, скрипач не нужен»).

    Для того, чтобы вновь появился интерес к року и чтобы он не почил в бозе нужно что-то очень большое, какое-то новое дыхание, новая цель.

    Ответить
  7. Кстати, о физиологическом воздействии: ритм рока действительно отбивают ногой, а джаз (свинг) — покачиванием головы… Разная музыка для разных чвстей тела?

    Ответить
    • Ой, надо же… А я вот обычно (уважаемый редактор не даст соврать) слушаю музыку, при этом отбиваю ритм ногой, покачиваю головой и вообще пританцовываю, не вставая при этом со стула.. Пошла думать……. По-моему, я слушаю какую-то чертовщину..:)))
      Кстати, между покачиванием головой и тем, что обычно делают люди, играющие какой-нибудь хэви- и прочий металл, есть какая-нибудь разница? *задумалась* Точно, это называется «трясти бошкой»! :))

      Ответить
  8. Друзья,
    к сожалению выпадал на некоторое время из общей беседы.
    Вернулся.
    И отвечу всем.
    Надя.
    Кноркатор удивительный коллектив. Я где-то в интернете нашёл огромную статью о них (на русском). Советую прочитать, я лично, что-то понял в их творчестве, и полюбил.
    Саша.
    Не помню у себя, в тексте, таких характеристик как «недостаточная аристократичность».
    О чём это?
    У меня, как мне кажется, достаточно ясно сказано, что рок-музыку нельзя рассматривать только как чисто музыкальное явление. Рок музыка продукт (порождение) различных соц. полит. эконом. демографических и пр. и пр. изменений произошедших в обществе после второй мировой войны.
    И попытаться разобраться в этих влияниях я неоднократно предлагал Левону. Думаю, в какой-то момент мы все этим и займёмся.
    Саша.
    Какие конкретно рок музыканты дошли «до самых вершин философского мировосприятия».
    Хотелось бы примеры.
    «Музыкальный китч» группы Квин (этаких Бритни Спирс рока) меня не вдохновляет.
    На вскидку могу назвать одно имя — Боб Дилан (возможно твой любимый Коэн).
    Подумаю над этим.
    Жду имён от тебя.
    Юра.
    Пути развития рок музыки после 1976 года (и её состояние к этому моменту), занимали меня. И у меня есть поэтому поводу некоторые соображения.
    Изложу их чуть позднее.
    Пошли слушать рок.

    Ответить
  9. Продолжаем.
    Юра.
    Вот мои соображения о роке 70-х и далее.
    Развитие информационных технологий (радио, телевидение, звукозапись и пр.) расширили, значительно, рынок того, что и как можно впарить народу. Со всё большей выгодой и во всё большем размере стало выгодно торговать музыкальной жвачкой для молодёжи.
    Но настоящий рок-н-ролл продавать не слишком удобно, больно музыканты капризные — собственную свободу пестуют, протестуют, капризничают. Творцы твою мать.
    Но музычка эта деньги большие приносит. Как быть.
    Решение.
    Забьём на этих козлов, наплодим чего попроще и поспокойней, смирных, незлобных, готовых за деньги петь всё подряд. Чип и Чэпмен всем песни напишут, серьёзные дяди аранжировочки классные сделают, запишут всё грамотно.
    Чистенько, гладенько, аккуратненько.
    Слушать невозможно.
    Рок.
    Он пугает, а нам не страшно.
    Хорошо ходить на поводке.
    Дальше больше.
    Гонорары стали такими, что это похоже на сказку.
    Думаю Битлз за всё время своей творческой активности не заработали столько, сколько получает какой-нибудь Энимен (не очень разбираюсь в современном мтивишном роке) за один сингл.
    Деньги победили всех где-то к 1975 году.
    Настоящий рок стал уделом маргиналов.
    В это период, жизнь теплилась разве что, в разного рода авангардных отморозках типа Henry Cow или Faust, или паб-роке Dr.Feelgood и Ducks Deluxe.
    И каким глотком свежего воздуха показался панк.
    Ramones — это просто песня какая-то.
    Конечно существовали (и существуют) коллективы, настолько авторитетно-значительные, что с ними приходится считаться всем.
    Но их ограниченное количество.
    Примеры: любимый мною Rolling Stones, и оставляющий меня равнодушным U2.

    Вот поспешное изложение моего понимания проблемы (хотя я понимаю, что жизнь сложнее любой, даже самой стройной и красивой схемы).

    Написано под музыку вполне симпатичного американского блюграссового коллектива Hayseed Dixie.

    Ответить
    • Я старался писать о роке, как о таковом, как он прогибался вместе с нами, слушателями.

      Вы же пишете о чем-то другом: о том, что возможно думают продавцы музыки, как бы чего сбыть с большей выгодой. Не думаю, что истина именно здесь. Они будут продавать все, что мы купим, хоть унитаз, хоть мороженное. Не они убили рок, а мы, потребители в своей массе. И продолжаем убивать его остатки не покупая диски, а выискивая записи на интернете.

      Дело в нас…

      Ответить
    • Юра.
      Ты (Вы)?
      Я наверное не очень чётко изложил свои мысли.
      Тезисно:
      1. Большая деревня. М. Маклюэн. Информация. Манипуляция.
      В 1965, сколько надо было приложить усилий чтобы тебя, жителя какой-нибудь аризонщины услышали, например в Лос Анжелесе.
      Ограниченный рынок.
      Затраты на раскрутку не окупаются.
      Средства массовой информации создали новый рынок и привели на него своих героев.
      2. Естественное для всех поколений возрастное отношение к окружающей действительности.
      Музыкантам оно свойственно в той же мере как и нам.
      3. Конец 70-х определили не вышедшие в тираж цеппелины, пёрплы или генезисы, а рамонос, секс пистолс, клэш, дэд кеннедис и пр.
      4. Рок разделился.
      Для нас (заставших его становление) появился так называемый AOR — рок ориентированный на взрослых.
      И всё, что тобой (вами) описано, полностью укладывается в него. Раздвоение скорости.
      Другой рок. Злой, зубастый, наглый и хамский, но при этом и нежный и романтичный. Такой, какой мы сами слушали в 18 лет.
      Только для того, чтобы его услышать не надо включать МТВ. Для них и чарты собственные существуют. Одно из его названий — колледж рок. Рок для университетских кампусов.
      Саша отчасти прав, настоящий рок ушёл к маргиналам.
      Денег на нём не заработаешь.
      Как люди живут?
      Tav Falco приезжал в Москву, играл в клубе. 50 человек в зале. Аналогично Tyla (Dogs D’Amore). А в чартах (своих) торчат регулярно.
      Такая жизнь.

      Ответить
    • Понимаешь, Андрей, какая штука: я совсем не знаю тебя лично, но меня не покидает ощущение, что ты все-таки ищешь «неразбавленный» рок — некое самоупоенное молотилово (ну, на 90%), в коем музыкальная составляющая НЕ ВАЖНА или почти не важна. Определиться бы не мешало: мы говорим о МУЗЫКЕ (с приставкой РОК), или о социальном явлении РОК, где каким то боком присутствует музыка??? Повторюсь вероятно, но слушать Роллингов как музыку мне было скучно тогда. Слушать их последователей (с отклонениями в панк или подобное) еще скучнее сегодня. Тогда и теперь привлекают уникальные гармонии, стиль, интересная мелодика (пусть и в обрамлении харда или металла или даже рэпа).
      Юра! Согласен, что «картинка-видеоряд» несколько отвлекают от музыки. Но не понимаю, почему покупка дисков — это поддержка рока

      Ответить
    • Женя.
      Попытаюсь тезисно (предельно сжато) обозначить свою позицию (более подробно изложу позднее).
      Так как мы (я, Саша и Левон), периодически беседуем на эту тему, и знаем, что думает каждый из нас, то наверное в своих заметках я что-то упускаю и становлюсь невнятным.
      Поэтому:
      1. Я люблю рок музыку. Как ту которую слушал в юности (Troggs, Rolling Stones, Herman’s Hermits, Monkees и пр., и уважительно отношусь к Beatles (хотя сейчас и не слушаю).
      Так и хард, прогрессив и джаз рок (Led Zeppelin, Deep Purple, Jethro Tull, Blood, Sweat & Tears, King Crimson и пр.)
      Далее — глэм, авангардный рок, паб рок, панк, кантри рок, новая волна, нойс, рэп, индастриал, разного рода альтернатива — нео свинг, рокабилли-сайкобилли, кантри панк, сашин любимый брит поп и многое, многое другое.
      2. Я люблю просто музыку.
      3. Симфоническую — от барокко до современной.
      4. Джаз -любой.
      5. Эстраду (включая советскую). И не только Утёсова, но и Миансарову с Самоцветами.
      6. Бардовскую (авторскую), захватывая часть шансона (например Северного).
      7. Русский рок (и украинский тоже, например Коллежский асессор и Братья Гадюкины и пр.)
      8. Народную — любую.
      9. Оперу.

      Саша уверяет, что в какой-то момент надо остановится и не искать нового (хотя сам почему-то слушает брит поп).
      Это не ко мне.
      Мне интересно всё (хотя многое и не нравится).

      10. Слушая всё подряд, невольно начинаешь сравнивать.
      11. У разных музыкальных ответвлениях, разные достоинства.
      12. Профессионализм (умение играть, сочинять, аранжировать и записывать) не является абсолютной оценочной категорией.
      13. Как и в любом виде творческой деятельности должно присутствовать что-то ещё. На раннем этапе нашего обсуждения, я задавал вопрос (не утверждал) — что?

      14. Мои иногда уничижительные характеристики некоторых общепризнанных героев исключительно моими и являются (также как твоё отношение к любимым мною роллингам).
      15. Я иногда сам удивляюсь какая дребедень нравится мне (головой понимаешь, а слушать хочется).

      16. Радикальный тезис.
      Сравнивать (во всех отношениях) самые лучшие образцы серьёзного прогрессивного рока (имя любое) например с Малером, всё равно, что сравнивать Шекспира с сашиным соседом Акуниным.
      В этом тезисе есть мой ответ (или вопрос) — зачем слушать рок?
      17. Объясните мне. Может ли рок (серьёзный, музыкальный и пр. рок) вызвать те же чувства, настроения, интеллектуальное наслаждение как Малер. Или у него (рока) другое предназначение. Какое?
      18. Вот в общем и всё.

      Ответить
    • Вот уж не знаю, если говорить о лирике в музыке, и в особенности о любовной лирике, то Queen на мой взгляд слишком прост. Куда более мощная лирика, скажем у Uriah Heep… Но что меня в действительности когда-то свалио с ног — это образность в песне Twilight Time совсем не роковой группы The Platters

      Heavenly shades of night are falling, it’s twilight time
      Out of the mist your voice is calling, it’s twilight time
      When purple-colored curtains mark the end of day
      I’ll hear you, my dear, at twilight time

      Deepening shadows gather splendor as day is done
      Fingers of night will soon surrender the setting sun
      I count the moments darling till you’re here with me
      Together at last at twilight time

      Here, in the afterglow of day, we keep our rendezvous beneath the blue
      And, in the same and sweet old way I fall in love again as I did then

      Deep in the dark your kiss will thrill me like days of old
      Lighting the spark of love that fills me with dreams untold
      Each day I pray for evening just to be with you
      Together at last at twilight time

      Небесные тени ночи опускаются, наступают сумерки
      Из мглы меня зовет твой голос, наступают сумерки
      Когда занавески пурпурного цвета обозначают окончание дня
      Я слышу тебя, моя дорогая, в наступающих сумерках

      Углубляющиеся тени собирают величие (блеск) дня уходящего
      Садящееся солнце вскоре сдастся в плен пальчикам ночи
      Я считаю мгновения до той поры, пока ты не будешь здесь возле меня
      Наконец-то вместе, во время сумерек

      У нас здесь рандеву, в последних отблесках дня, под голубизной (неба)
      И все так же, по старому, я влюбляюсь в тебя, как прежде и тогда

      В глубокой тьме твой поцелуй взбудоражит меня, как в прежние времена
      Зажигая искру любви, которая наполняет меня невысказанными мечтами
      Каждый день я молюсь, чтобы вечером быть с тобой
      Наконец-то вместе, во время сумерек

      Ответить

Оставить комментарий к Андрей Кулагин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще публикации из раздела МУЗЫКОВЕД