Не только музыка

Пост-ветка о значении лирики в рок-музыке

От Главного редактора

«Тему значения текста в рок-музыке впервые в дискуссии Мнение имею поднял Евгений Селионов.
«…Речь идет все-таки не просто о музыке, а о музыке, сопровожденной неким «текстом». Подавляющее большинство из нас (ну… те, для кого английский не первый), видимо иначе воспринимают произведения, чем «англичане». Тот же номер, но наоборот – шансон Бреля или романсы Глинки для англодумающих. Комплексное воздействие на организм слушателя (муз+слова) и определило в лик святых целый ряд исполнителей бурного на новации 20-го века. Мне представляется, что будь англ. для нас все-таки первым, некоторые иконы заметно бы потускнели. Пипл 60-70-х усердно схавал «любовь-морковь», облаченную в модняцкий ритм и сексапильные голоса. Но мы то с вами помним, как в те далекие годы благоговейно произносили Procol Harum, Emerson , Pink Floyd, Moody Blues и презрительно посмеивались над (будем откровенны) большинством, которое в музыкальных пристрастиях выше Grand Funk не потянулось.
Теперь о восприятии (коротко). Кто из вас, слушая «слушательную» (пардон за тавтологию), а не танцевальную музыку, вслушивается в текст? Я, например, воспринимаю только музыку…»

Чуть позже, еще 12-го декабря Главный редактор предложил открыть по этой теме новую ветку.
«Давайте вопрос о целостном восприятии музыки и текста выделим в отдельную тему, чтобы не сбивать разговор о ПИ.
Чей пост будет первым – с того и начнем.»

Высказал свое мнение по этому вопросу и Юрий Гельгор, впервые тогда появившийся на нашем блоге.
«…о связи слов и музыки. Это очень редкое явление (на мой взгляд, разубедите меня!!), когда музыка привязывается к смыслу слов. Здесь правильнее говорить не о музыке, а о поэзии, к которой привязана музыка. Вы меня наверное побьете за мою наглость, однако хороших примеров настолько мало…»

«Барды и баллады сюда явно не укладываются. Упоминавшийся ранее Коэн, как бард… нет, это не по мне… Сладкие слова, положенные на сладкую мелодию… Мед с вареньем…»

«Чтобы увязать Эмоции Стиха с Музыкальными Эмоциями – требуется и Мастер, и Исполнитель. Вот я пытался вспомнить хоть что-нибудь из советской эстрады… Ничего, кроме одной единственной песни. «Жил Был Я» в исполнении Градского. Эксорцизы Аквариума хоть и лежат в этой плоскости, но к сожалению никаких чувств, кроме уныния не передают…»

Внесла свою лепту в поддержание темы и Надежда Жукова, опубликовав свои переводы группы HIM.

В итоге, как и было обещано, сегодня мы открываем новую ветку «Не только музыка».
Другие рабочие названия: «Рок: не только музыка…»
«Рок: о чем же они все-таки пели?..»
«Рок-поэзия: правда и вымысел»
«Рок-музыка: когда слова не излишни»
«Лирика  в роке»
«Текст и рок»
«Cмысл и саунд» и т.п.

Итак, тема «Не только музыка» открывается статьей Александра Бабкова, посвященным этой проблематике.»

Александр Бабков

В ходе, полагаю, завершившейся дискуссии о рок-музыке и ее роли в нашей жизни поднимался, в частности, и вопрос о словах, о содержании песен. В частности, Юра, первым затронувший эту тему (странно, почему не я!), очень тонко и проникновенно об этом писал, приводил примеры…
Эти его совершенно справедливые слова так и не нашли должной реакции со стороны других участников дискуссии, что и не удивительно: мало кто из них в достаточной мере владеет английским языком, чтобы понимать, несомненно, заслуживающие внимания тексты, а тем более содержащиеся в них нюансы. Я, — наверное, единственный.
В пылу дискуссии появилось было у меня желание воспользоваться этим своим преимуществом и со всей мощью обрушить на головы «противников» свою убийственную аргументацию. Сегодня я рад, что этого не сделал. Ибо по здравому размышлению вопрос уже не представляется мне столь простым и однозначным, как изначально.
Слов нет, понимание текста выводит на совершено новый уровень понимание и самой песни, в т.ч. и музыкальной ее составляющей. Это, однако, может происходить как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Юра совершенно справедливо привел пример Led Zeppelin, чьи тексты порой удручающе примитивны, а порой и просто вульгарны. В рок-музыке таких примеров не счесть. Не дай Бог, разберись я сразу тогда в текстах песен тех или иных музыкантов, и теперь среди своих любимых групп я точно не досчитался бы двух-трех. А так, ознакомившись  с текстами любимых мною музыкантов годы спустя, утратив свойственный молодости максимализм, я могу смотреть теперь на них уже иначе – через призму снисходительности, а где-то, надеюсь, и мудрости.
Означает ли это, что слова  в рок-музыке вторичны, а то и вовсе неважны? Наверное, все же да, хотя, возможно, и нет…
Парадокс этого утверждения, думаю, разрешается понятием возрастной категории. Поясню. Молодым, наверное, все же важнее музыка. Слова, простые, но звонкие и «ударные», лишь усиливают эффект – мощную энергетику, заложенную в рок-произведении. Это когда мы говорим об «энергетической» музыке, о музыке действия, которая призвана заряжать, возбуждать, побуждать, направлять… Это музыка, со временем выродившаяся во всевозможные «металлические» направления, хотя и не только…
Другое дело музыка «бездействия» — скуки, разочарования, хандры… У молодости всегда в равной степени ярко выражены два эти начала, это как две стороны медали – молодежных настроений.
И вот здесь слова, казалось бы, уже более важны. Но это только «казалось бы», ибо в юности все до поры до времени довольно «облыжно», все просто и предельно ясно, все монохромно – черное-белое, хорошее-плохое, доброе-злое… Не накоплен до поры до времени достаточный опыт – интеллектуальный, эмоциональный, да и просто житейский. Поэтому и здесь особые нюансы пока еще не востребованы.
Взрослели музыканты, взрослела аудитория, и тексты песен становились серьезнее, сложнее, интеллектуальнее.
В этом разрезе, сегодня я мыслю, что, может быть, и неплохо было, что до последнего времени я, и сам-то человек с высшим языковым образованием, не до конца понимал, да, собственно говоря, и не старался особо вникать в тексты рок-песен.
В самом начале качество аппаратуры и записи, — то, о чем говорит Юрий, прекрасно цитируя Гашека, — неспособность воспринимать на слух не простые, с точки зрения произношения, английские, а тем более американские тексты, отсутствие как таковых самих этих печатных текстов – все это, если не за семью, то по крайней мере за пятью, шестью печатями оставляло даже для меня смысловые детали многих рок-«вещей». Но был в этом и положительный момент. Во-первых, как было сказано выше, многое не вызывало разочарования, так сказать, раньше времени. Во-вторых же, — и это самое главное, — оставалась масса возможностей для воображения, для фантазии, для домысливания. Ты понимал основное содержание песни, ее направленность… Иногда, когда повезет, тебе становились доступны отдельные слова, выражения, фразы, и они еще в большей степени приоткрывали тебе смысловые покровы столь понравившегося тебе музыкального произведения. «Приоткрывали» и «покровы» — ключевые слова, передающие смысл того действа, именно «действа», каковым было для меня, да, уверен, и для всех вас прослушивание «дисков», а на самом деле – до дыр затертых магнитных записей.
Это время совпало с половым созреванием, с открытием мира «девушек в цвету» — вхождением в наш юношеский мир Евы. И эти два явления: рок-музыка, поющая о запретном, и Ева, сама по себе являвшаяся «плодом», — эти два явления взаимно дополняли друг друга. Да по сути, как уже сказано, по восприятию они и были сродни друг другу: чем дольше одно и другое не открывалось до конца, тем дольше сохраняли они ауру торжественности и таинственности, а это лишь обостряло восприятие и распаляло чувства. В итоге же – воспитывало чувственность и развивало воображение. Фантазию…
Рано познавшие плоды любви вряд ли познали до конца ее истинные, глубинные прелести. В жизни эти люди циничны и зачастую вульгарны. Они не успели проникнуться тайной. То же самое, наверное, и с музыкой, рок-музыкой.
Я и сейчас не спешу сразу, чохом, все прослушать и все тексты прочитать, хотя сегодня все это как никогда  доступно. Нет, я проникаю в эту страну постепенно. В этом смысле, я скорее археолог, чем, скажем, турист или путешественник.
Подобно археологу, я не спешу открыть все и сразу, я не вызываю экскаватор, хотя и знаю, где сокрыты сокровища. Нет, я использую только совочки, лопаточки и щеточки. Осколок за осколком я извлекаю из песка, внимательно рассматриваю, со всех сторон ощупываю, поглаживаю… Только что не обнюхиваю и не облизываю. Хотя иногда бывает.
И только тогда со словарем, обязательно со словарем, а то и не с одним, проверяя и перепроверяя смысл каждого слова и выражения, приступаю я к проникновению в смысл текста. Что-то мне потом хочется перевести, что-то – нет. Что-то – в рифму, что-то – белым стихом, что-то так и останется лишь подстрочником. Все зависит и от самого текста, и от обстоятельств, и от моего внутреннего состояния… и от того, как звезды расположились в небе.
Это уже другой этап – очередной, этап, когда тебе хочется или не хочется поделиться своей тайной с другими.

*    *    *

Вспомните, с чего начиналась настоящая дискуссия. С вопроса-утверждения моей жены… Теперь, когда дискуссия близится к своему окончанию, я скажу вам одну вещь, которая, как мне кажется, будет достойным ее завершением.
Так получилось, что в моей жизни открытие мира рок-музыки и открытие мира женщин – «сотворение Евы» по времени совпало. Практически один в один. Как, собственно, и у всех вас, наверное. Правда, для меня понятие «Ева» — это практически  всегда и во всем понятие «Юля». Всё остальное и все остальные – лишь «вариации на тему».
Поэтому сегодня, многие-многие годы спустя, вопросах о Цеппелинах в Юлиных устах приобретает для меня совершенно особый смысл…

Не только музыка

Фев 5, 2011 | Музыковед

2 комментария

  1. avatar

    Помнишь анекдот? “Не слишком хвалите свою жену, а то женщины обидятся, а мужчины захотят убедиться…” А если серьезно, интересное сравнение, и горячо мною уважаемой и даже любимой Юле, верно, приятно было это почитать.
    Теперь о музыке и возрасте. Видимо, годам к 23-м, мне стало не хватать именно поэзии, “текста слов”, как говаривал мой любимый бард Володя Ланцберг. А в роке все стало закольцовываться, даже самые талантливые композиторы стали повторяться и благоговейное раньше “узнавание” начало раздражать. Новые коллективы, как точно сказал Юра, были лишь бледными тенями. А тут общага в провинциальном городке, куда меня забросило “распределение” и новые люди со всего Союза, распределенные на почти режимный заводик. Короче, лет на 25 я повернул к поэзии под аккомпанемент – бардам. Ну, было еще диско – для танцулек, почти ничего для души, только перевоплощенные Bee Gees. Сейчас я с удивлением вижу в своих папках на компьютере адскую смесь из рока, бардов, латины, попсы (в т.ч. украинской), легкого джаза и даже почти классики, вроде Josh Groban. И под каждое настроение есть чего послушать. А одна юлина приятельница из Днепропетровска частенько говорит: «сделай тише, голова болит…» Но это тоже больше о роке=)

    Ответить
    • avatar

      … на самом интересном месте! Женя, ты бы хоть оговорился, мол, «Продолжение следует»! Или это все происки нашего главного редактора? Левон, что ты там отцензурировал?

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще публикации из раздела МУЗЫКОВЕД