Leonard Cohen and Joni Mitchell
В 1967 году Коэн появляется на фестивале Newport Folk, где становится объектом внимания человека по имени Джон Хэммонд (John Hammond) из легендарной Columbia A&R. К рождеству Columbia выпускает его первый альбом ‘The Songs of Leonard Cohen’. Это был знаменательный дебют, так, песни «Suzanne», «Hey, That’s No Way To Say Goodbye,» «So Long, Marianne» и «Sisters of Mercy» подняли Коэна на верхушку поп-конфессионального пантеона. ‘Songs From a Room’ (1969 год) – его второй альбом, а ‘Songs of Love…
Американская певица, композитор, гитаристка и пианистка Джони Митчелл (Joni Mitchell, ур. Roberta Joan Anderson) родилась 7 ноября 1943 года в Форт Маклеод, Алберта, Канада. Её отец торговал бакалейными товарами, а мать работала учительницей в школе. В семь лет Роберта заинтересовалась музыкой и по собственной инициативе стала осваивать фортепиано, на котором она самостоятельно пыталась подбирать первые мелодии. Безмятежное детство девочки в 9 лет было омрачено тяжелым диагнозом — полиомиелит. Но, нет худа без добра — проходя в больнице многомесячный курс лечения, Роберта начала развлекать других детей, своих коллег по несчастью, импровизированными вокальными номерами. Это были её первые публичные музыкальные выступления. «Я думала, что больше никогда не встану», — вспоминала позже сама певица. «И вот наступает Новый год, а мы лежим, прикованные к кроватям. И я запела. Тогда я поняла, что это такое — петь для людей». А к 10 годам, полностью оправившись от болезни, она начала петь в церковном хоре, а заодно и курить (музыка, живопись и сигареты останутся её спутниками на всю жизнь). Учитель английского языка поощрял литературные способности Роберты, и в 13 лет она начала писать стихи.
А спустя еще год увлеклась модным рок-н-роллом и на съэкономленные карманные деньги купила укулеле (гитару позволить себе она тогда не могла). Гитара у нее появилась позже, осваивала её Роберта Андерсон по самоучителю.
После окончания школы девушка поступила в колледж искусств в Калгари — больше всего на свете она мечтала стать художницей (рисование было одним из увлечений её детства). Именно здесь Роберта всерьёз стала играть на гитаре, а вскоре она уже выступала с местной фолк-группой, композиции которой пользовались большой популярностью у местной молодежи. Тогда же она стала писать и собственные стихи. «Я не могла петь то, что написали другие. Мне казалось, что это нечестно — петь чужие слова. И я начала петь свои стихи. Я стремилась быть предельно искренней. Мои стихи были тем, что называют «исповедальной лирикой»». Но в колледже искусств она продержалась всего лишь год, занятия казались ей скучными, и Роберта поняла, что живописца из неё не получится. Но за этот год она успела стать своим человеком в клубе «Depression» и по вечерам регулярно выходила на клубную сцену повеселить посетителей. Родители думали, что Роберта станет художницей, но летом 1964 года она объявила матери, что собирается стать фолк-певицей и отправиться в Торонто на поиски счастья. В шоу-бизнесе её, естественно, никто не ждал, поэтому на первых порах девушке пришлось довольствоваться подработками в супермаркетах. В 1965 году в жизни будущей звезды произошло событие, о котором она рассказала только через тридцать лет. В феврале у неё родилась дочь, отцом которой был её школьный товарищ. С ребёнком на руках, без работы и без какой-либо материальной поддержки, она была на грани отчаяния. Неожиданно свою помощь ей предложил новый знакомый, фолк-певец Чак Митчелл (Chuck Mitchell), с которым они вместе стали исполнять народные песни, а вскоре они поженились. То, что они исполняли тогда — был не фолк и не рок в чистом смысле этого слова, и их песни имели определенный успех, но в весьма ограниченной аудитории.
Сразу же после этого артистическая пара — Чак и Джони Митчелл (Роберта к тому времени уже взяла себе этот псевдоним) — перебралась в Америку и обосновалась в Детройте, где их брак вскоре распался. А своего обещания заботиться о ребенке Чак так и не сдержал. В результате, Джони пришлось отказаться от дочери и отдать её в детский дом. Но это не сломило мужественную девушку и, взяв себя в руки, она продолжала заниматься музыкой. Через несколько месяцев о ней уже восторженно писала детройтская пресса, видя в ней перспективного композитора и расхваливая её характерный дымчатый вокал. Со своими концертами она объездила всё Западное побережье, включая Бостон и Филадельфию. Приглашения выступить в Нью-Йорке также не заставили себя долго ждать, и вскоре Митчелл становится модной персоной, за которой с интересом следят нью-йоркские газеты, и глаз не сводят коллеги по сцене. Затем Митчелл познакомилась с Дэвидом Кросби (David Crosby, экс-BYRDS), будущим участником супер-группы CROSBY, STILLS, NASH & YOUNG, который в 1967 году помог певице заключить контракт с лейблом Reprise Records, а также предложил ей свою помощь в продюсировании первой записи. Дебютный акустический альбом Митчелл под названием «Joni Mitchell (Song To A Seagull)» увидел свет в 1968 году и надо сказать, не произвел сколько-нибудь значительного впечатления на публику, едва засветившись в поп-чартах. Несколько больше повезло песням, которые она уже тогда писала для других исполнителей. Так, например, в том же 1968 году её композиция «Both Sides Now» в исполнении известной певицы Джуди Коллинз (Judy Collins) стала довольно популярной в Америке. Кроме того, группа FAIRPORT CONVENTION успешно записала кавер её песни «Eastern Rain», а Том Раш (Tom Rush) взял на вооружение её композицию «The Circle Game». Крупным хитом стала и композиция «Woodstock» в исполнении группы CROSBY, STILLS, NASH & YOUNG.
Кроме того, Джони Митчелл зарекомендовала себя и как неординарная живая артистка, быстро завоевав симпатии требовательной голливудской публики. Она прекрасно выступила на поп-фестивале в Майами и блеснула в сборном концерте, который проходил в Лондоне. «До этого мои песни были все еще воспоминанием детства, в них много было от детских сказок. Но наступала эра Вудстока, эра борьбы против агрессии во Вьетнаме. Это было время горьких и справедливых песен». Героиня песен Митчелл взрослеет вместе с певицей. «Любовь, добро, справедливость не могут сосуществовать рядом с насилием и смертью. «Когда от руки твоего любимого гибнут в далеком Вьетнаме дети, гибнет и твоя любовь»». Гораздо больший успех выпал на долю её второй пластинки «Clouds» (1969), которая на этот раз отметилась в американском Тор 40. Более того, певица была высоко оценена профессионалами: на церемонии Grammy Митчелл наградили за «лучшее исполнение» в категории фолк-музыка. В поддержку своего второго альбома она объездила с концертами всю Америку, открывая концерты своих друзей CROSBY, STILLS, NASH & YOUNG и появляясь на крупнейших музыкальных фестивалях. Её третий альбом, «Ladies of the Canyon» (1970), финалист Тор 30, включал первый настоящий хит певицы «Big Yellow Taxi», занявший в Англии 11-е место. В рецензиях на этот релиз критики отмечали профессиональное взросление Джони Митчелл, которая расцвечивала свои композиции длинными инструментальными пассажами, вводила джазовые импровизации, создавала богатые и сочные аранжировки, используя кларнет, флейту, саксофон, виолончель и перкуссию.
Стилистическое разнообразие и богатство настроений — те важные компоненты её творчества, которые получат особенное развитие в будущих записях певицы. Весьма характерно, что с первых шагов на большой сцене артистка не скрывала своих многочисленных талантов. Она была не просто композитором и исполнителем, она выступала также и в качестве гитаристки, и пианистки, и клавишницы, и аранжировщицы и даже оформителя обложки. А «Ladies of the Canyon» стал первым альбомом в её карьере, получившим «золотой» сертификат. В то время Джони сравнивали и с Филом Оксом, и с Бобом Диланом, но она все-таки была несколько в стороне, даже когда пела с CROSBY, STILLS, NASH & YOUNG; она стремилась вырваться из-под их влияния, и оставаться самой собой. После окончания гастролей в поддержку альбома «Ladies of the Canyon», Джони Митчелл решила устроить себе европейские каникулы, во время которых написала большую часть материала для своего следующего альбома. Пластинка «Blue», изданная в 1971 году, открыла новую страницу в биографии певицы. Критики благосклонно встретили новую работу, хитами в которой оказались три её композиции: «Carey», «My Old Man» и «The Last Times I Saw Richard». Впечатление, которое произвела на ценителей эта блестящая, гармоничная, очень искренняя работа, справедливо называют беспрецедентным. Ярко одаренный музыкант и человек удивительной проницательности, Митчелл становится одной из самых значительных фигур в поп-музыке 70-х.
Вскоре артистка начала несколько отходить от традиционного фолка, представленного на альбоме «Blue». Это был первый из множества стилистических поворотов, которые она решится сделать за свою карьеру. Поддержанная исполнителем джаз-рока Томом Скоттом (Tom Scott), Митчелл приступает к записи своего нового альбома «For the Roses» (1972), в котором отдает дань поп-музыке. Пробный образец этих поисков, сингл «You Turn Me On (I’m a Radio)», стал еще одним значительным хитом певицы, отметившись в Тор 25 поп-чарта. Сам альбом заметно улучшил коммерческие показатели своего предшественника, но намного отстал от следующего её релиза «Court And Spark», приземлившегося прямо на 2-й строке американских списков популярности. Этот альбом 1974 года давно уже получил право именоваться классикой фолк-рока. Красивый и сильный диск «Court And Spark», пронизанный джазовыми вариациями, стал самым многотиражным релизом в биографии артистки. Два ударных хита из первой десятки, «Free Man in Paris» и «Help Me» (7-е место в США), — это только часть его достижений. Альбом «Court and Spark» принес Митчелл и новую премию Grammy за «лучшую аранжировку трека» «Down To You». Кроме исповедального характера текстов, посвященных большей частью превратностям любви, пресса отмечала исключительное качество музыки, «убедительной от первой до последней ноты». Стилистика этой пластинки в значительной степени предопределила и всю дальнейшую концепцию творчества Джони Митчелл, в котором начали отчетливо прослушиваться элементы джаза. Этим стилистическим изменениям также способствовало и то, что к участию в своих концертах исполнительница стала привлекать джаз-фьюжн группу L. A. EXPRESS.
Стоит также отметить, что Митчелл стала первой канадской артисткой, чей альбом смог стать хитом №2 в поп-чарте США и провел на 2-й строке четыре недели подряд. Это достижение оставалось не превзойденным еще 21 год, пока Аланис Мориссетт (Alanis Morissette) в 1995 году не вышла в лидеры американского хит-парада. Впечатление о Джони Митчелл на концертной площадке дает живой альбом 1975 года «Miles of Aisles» (№2 в поп-чарте). А вслед за ним в том же 1975 году певица выпустила свой очередной студийный альбом «The Hissing Of Summer Lawns» — очень интересную и сложную работу авангардного характера. Инструментальный ряд отражал её увлечение экзотической музыкой. В треке «The Jungle Line» Митчелл воспроизвела ритмы африканского племени бурунди, сыгранные на военных племенных барабанах. Эту необычную экспериментальную работу певицы в то время отметили лишь несколько серьезных музыковедов, а критики буквально разгромили альбом. Западный мир только лет через десять начнет черпать вдохновение в этнических мелодиях и ритмах, а эта ранняя попытка артистки наглядно продемонстрировала разносторонность музыкальных вкусов Джони Митчелл и многогранность её таланта. Но, почувствовав вкус к экспериментам, Митчелл уже не могла остановиться. Записывать следующую пластинку «Hejira», вышедшую в 1976-м году, певице помогал Жако Пасториус (Jaco Pastorius), бас-гитарист группы WEATHER REPORT. На альбоме «Hejira» минималистская техника получила очевидный приоритет, а музыкальный экстремизм и излишества были отложены до лучших времен. Первый сингл с этого альбома, «Coyote», стал в дальнейшем одним из любимых номеров на концертах Митчелл. Амбициозный двойной альбом певицы «Don Juan’s Reckless Daughter» увидел свет в 1977 году. Эта коллекция длинных, частью импровизированных композиций создавалась в компании джазовых музыкантов Ларри Карлтона (Larry Carlton), Уэйна Шортера (Wayne Shorter), Чаки Хан (Chaka Khan), а также целой группы латинских перкуссионистов. Любые, даже самые диковинные эксперименты Митчелл находили своих активных приверженцев, её альбомы годами неизменно фигурировали в чартах. В частности, «Don Juan’s Reckless Daughter» благополучно добрался до Тор 25 США.
0 Комментариев