Музыка которую слушаю я
(публикация Андрея Кулагина)
Жанры рок музыки
Как можно остаться в стороне, и не рассказать о том, какую музыку я люблю слушать.
Собирая коллекцию надо её обязательно кому-нибудь демонстрировать.
Мои жанровые дополнения надеюсь помогут расширить глубокие энциклопедические изыскания нашего друга добавив в них немного личного отношения.
Вот уже 45 лет я слушаю всё подряд. Кое-что из прослушенного иногда остаётся в памяти и тогда методично заполняет (там) различные полочки в соответствии с идентификационным формуляром. Учёт и контроль.
Меняется мода, меняются пристрастия, одних музыкантов мы отправляем на антресоль или вовсе на помойку, другие занимают их место на центральной полочке. Смена героев происходит постоянно, всё новые и новые таланты требуют нашего внимания. Как быть? Кого слушать?
Жанровая принадлежность один из главных критериев отбора для знакомства, и хотя она не может служить гарантией качества, но попробовать послушать можно, а вдруг… (попадание в среднем один к десяти).
«Хип хоп» — мимо,
«метал» — мимо,
«бритпоп» — мимо,
а вот «рокабилли» — умеренный интерес.
Сей жанр долгое время не вызывал у меня особого интереса. К тому времени, когда я «всерьёз» заинтересовался рок музыкой, рассвет его уже давно прошёл. Старые герои (указанные в разделе «Ключевые фигуры и стандарты поджанра rockabilly») проходили по разряду пионеры рок-н-ролла. Разбираться в жанровых различиях между ними интереса не было, воображение занимали: психоделик, хард, соул, глэм, арт (он же прогрессив), джаз рок и пр. Когда стал вычленять этот жанр как самостоятельный, он оставил меня равнодушным (старомодностью и отсутствием актуальности). Отдельные песни нравились, но это были скорее исключения — Summertime Blues (в исполнении Blue Cheer) или C’mon Everybody (в исполнении Led Zeppelin), да и не воспринимались они как рокабилли.
Так что, жанр потерялся за ненадобностью?
Нет, возродился и активно развивается не отрываясь при этом от своих исторических музыкальных корней (т.е. остаётся легко узнаваемым на слух).
Не претендуя на музыковедческий анализ, расскажу о своём понимании жанра (извините за дилетантизм, что слышу то и пою).
ROCKABILLY
Как верно отметил Левон, рокабилли один из прародителей того, что мы сегодня называем «рок». Развивался он в тесной связке, но параллельно рок-н-ролу. Это белая составляющая рока. Если упростить (без потери смысла), то рокабилли это просто энергично исполненная музыка хиллбилли. Посмотрим, а что же это такое.
Исторически «хиллбилли» (hillbilly) (или нейтральнее hill folk — жители холмов) презрительное прозвище людей проживающих в горных районах Северной Америки (Аппалачи и Озарк). Ещё одним прозвищем местных жителей является реднек (redneck — красношеий), по русски «деревенщина». Со времени освоения Дикого Запада и до начала 20 века здесь образовывался некий культурно-этнически-географический анклав, основную часть населения которого составляли выходцы из Шотландии. Религиозно (не знаю насколько это важно) они были протестанты-пресвитерианцы. Следовательно, можно сделать вывод (очень осторожно), что культурно, в том числе и музыкально, здесь преобладали кельтские корни. Территориально это центр США. Как утверждают найденные мной источники (не буду брать на себя смелость уверять, что дело обстоит именно так), из-за особенностей развития путей сообщения внутри страны в 20 веке это сообщество стало оказывать основное влияние на культуру США. Как музыкальный жанр, хиллбилли, несмотря на «северное» происхождение, наибольшее развитие получил на Юге. В него добавились — ощущение бескрайнего простора и зноя прерий, агрессия, свободолюбие и пр. Недаром американский национальный герой, воспетый Голливудом — ковбой. Если обратиться к русским реалиям истоки многих отечественных музыкальных стилистик так же лежат в деревне (часто южнорусской, и есть русский прототип ковбоя — казак). До какого-то момента (50-х годов) весь этот музыкальный жанр назывался hillbilly music (хотя иногда он же был honky tonk, затем он именовался — country’n’western и позднее просто country music).
Интересно, а какие музыкальные стили (незаимствованные) существовали в СССР?
Главный герой жанра Hank Williams.
Музыка была достаточно примитивна, исполнители брали в основном энергетикой. Из-за дороговизны ударник отсутствовал и типичный состав представлял из себя трио — вокалист/ритм гитара — соло гитара/бэквокал — контрабас/бэквокал (аналогиии с рокабилльными составами очевидна). В какой-то момент, уловив витающие в воздухе настроения, молодые исполнители заменили простые гитары на электрические, нашли деньги на ударник и добавили жару. Так и появился рокабилли, стилистически практически не отличающийся от хиллбилли. Обратите внимание, в рокабилли практически не встречаются чёрные исполнители. Стоит отметить (удивительный факт), что практически все исторические фигуры рокабилли (перечисленные Левоном) начинали на Sun Records продюссера и диск-жокея Сэма Филлипса.
Рассмотрев и решив (для себя), что приблизительно понятна стилистическая канва появления рокабилли, мы подходим к наиболее важному вопросу — а почему появился сам этот жанр (как и рок-н-ролл), какие общественно-политико-экономические условия привели к его появлению. Возможно, наш друг Левон уже нашёл ответы разбирая исторические реалии того времени.
Современное состояние.
После десятилетия практически полного забвения интерес к рокабилли возродился на волне общего интереса к корням рок музыки. А вернее к духу бунтарства, свободы, против «вашего» образа жизни, «ваших» ценностей, «ваших» денег, лицемерия и ханжества. Если я не танцую, значит это не моя революция. Идите в задницу все эти ваши аббы, квины, элтонджоны и прочие полымакартни. Настоящий рок-ролл сырой и бескомпромиссный, музыка для улицы и уличной шпаны. Как и в первый раз то, что собиралось по углам маленькими, но упёртыми группками прорвалось таки на большую сцену (которая по большому счёту им была не нужна). В Нью Йорке в 1973 году открылся клуб CBGB-OMFUG «Country, Bluegrass, Blues, and Other Music for Uplifting Gourmandizers» место сосредоточения всяческой маргинальной братвы. Здесь в 1976 появилась, как часть этого панк движения группа The Cramps. В основу своей музыки они положили рокабилли, добавив к нему ещё много чёрт знает чего, но неизменно ощущая себя при этом продолжателями великих (но несправедливо забытых) исторических исполнителей. Они первые дали дорогу возрождению жанра. К сожалению, в 2009 году ушёл из жизни один из двух основателей и постоянных членов этого семейного коллектива Lux Interior, и его жена Poison Ivy распустила коллектив.
Европейскую ветвь возрождения рокабилли возглавил английский коллектив The Meteors, дав новое название стилю появившемуся от соединения панка и рокабилли, — сайкобилли (psychobilly).
Главной силой коммерческого успеха возрожденного рокабилли стало американское трио Stray Cats.
Следует также отметить очень популярного в начале 80-х Shakin’ Steven (и правда был хорош).
После своего второго рождения рокабилли занял свою устойчивую нишу среди периферийных музыкальных жанров имеющих свою вполне многочисленную аудиторию, но как правило не попадающую в ротацию на MTV (маргиналы).
Одна ветвь современного рокабилли идёт по епархии альтернативного кантри. К ней относятся следующие подвиды: рокабилли, нео рокабилли, хиллбилли боп, сайкокантри, уайт трэш пароди и пр. Вторая составляющая оказывающая огромное влияние на рокабилли это панк, который и дал очередной толчок к его развитию и появлению интереса; к нему относятся сайкобилли, панкобилли, готабилли. Различия во второй ветви «…билли» носят умозрительно абстрактный характер и скорее относятся к самоопределению.
Очень близкими родственниками современного рокабилли являются: кантри панк, ска панк и нео свинг.
Если взять весь этот музыкальный сегмент в целом, то он представляет собой некую единую семью (братья, сёстры, кузены, тётки, дядья и пр.), музыкальные пересечения в ней происходят постоянно, и у каждого исполнителя можно обнаружить песни исполненные в соседних жанровых стилистиках.
Исключение составляет значительная часть сайкобилли (в основном европейская), которая в наибольшей степени подвержена маргинальной групповщине (это наш тупичок, и вы сюда ни ногой).
Данная историческая последовательность носит в значительной мере упрощённый характер (жизнь намного сложнее и разнообразнее). Чтобы не затерятся в подробностях я здесь не касался сёрфа (Dick Dale и Link Wray и пр.), паб рока (Dr.Feelgood, Brinsley Schwarz и пр.), Robert Gordon, замечательного коллектива Brownsville Station с лидером Cub Koba, отморозков типа Dean Carter и Stud Cole и прочих героев. Со временем доберёмся и до них.
Спасибо за статью, было интересно! )
Послушайте новую Рокабилли-рок-н-рольноТвистовую группу КРЕКЕРС.
Сочиняют новые рок-н-ролльные песенки, это редкость.