Елочка, фонарик и другие

Рассказ-воспоминание Иосифа Вольфсона «Елочка, фонарик и другие»

Елочка, фонарик и другие

Окт 1, 2014 | Воспоминания

10 комментариев

  1. Iosif, спасибо, я всегда читаю вас с огромным удовольствием. Воспоминания же о фигурном катании, действительно бывшем повальным увлечением в годы нашего детства, меня поразили доскональностью деталей, все той же теплотой, какую я почувствовала еще в «Наташе», и философским осмыслением каждого эпизода своей жизни. Конечно, передо мной явственно предстали не только мои занятия фигурным катанием (продолжались около двух лет, после чего и меня «отсеяли» по той же причине), но вспомнилась также совместная работа родителей по нашей экипировке. Поэтому позвольте дополнить ваши воспоминания еще некоторыми деталями.
    На наших уроках мы еще пытались «уловить» точное течение времени, для чего нам приходилось ходить в течение минуты, про себя считая до 60. Мне никогда не удавалось вовремя остановиться… Но ощущение «текучести» времени осталось. К элементам, описанным вами, добавлю еще перекидной прыжок, долго отрабатывавшийся на полу зала. Я и сейчас хожу на каток, но делать его не рискую, просто катаюсь себе «по-стариковски» и получаю от этого огромное удовольствие.
    Теперь об экипировке. Помню, как мне хотелось именно белые коньки, но куплены были бежевые, да и то после сумасшедше долгого стояния в очереди. С одеждой для фигурного катания девочек и вовсе были проблемы. Тогда моя мама решительно сняла две плотного бархата гардины с дверей и отдала их в работу маме моей подруги, с которой мы посещали занятия по фигурному катанию. Нам сшили совершенно сногсшибательные юбочки, жилеты и шапочки с длинными широкими лентами-завязками. Все это было оторочено полоской чего-то белого и пушистого. Это было необычайно красиво! Мы чувствовали себя настоящими фигуристками. (Лариса, моя подруга, тоненькая и легкая, работала в Балете на льду впоследствии).
    Почему-то возникли сложности с чехлами для коньков: купить их было совершенно невозможно. И тогда мой отец привез откуда-то очень плотную резину, в паз которой можно было вставить коньки, и нарезал «чехлы» для всей группы.
    Я помню, как я любила кататься в этом замечательном наряде, как дотемна нарезала круги на залитом для нас льду возле дома, падала на «пистолетиках», но перекидные прыжки и скольжение назад у меня получались неплохо…

    Ответить
    • Алла, я всегда жду Ваших рассказов и комментариев с нетерпением. Спасибо на добром слове. Мне кажется, что между нами есть некая космическая связь. Ваше нынешнее воспоминание о занятиях фигурным катанием и заботах родителей в связи с ними просто греют душу. Родители были молоды и с оптимизмом и надеждой смотрели на все, что происходило вокруг. Надеялись, что их мечты, благодаря новым возможностям, сбудутся у детей. Уверен, что мы все, кто родом из начала 60-х, благодаря им и самому времени, в котором нам посчастливилось жить и и расти тогда,получили-таки прививку человечностью. Фигурное катание сыграло свою большую роль в этом.
      А матушка моя расстраивалась зря. Скорее всего ее покоробила форма, в которой был дан отказ от продолжения занятий ее ребенку. Я, естественно не присутствовал при сем, но во время написания рассказа поанализировал немного и пришел к такому выводу.
      А вот почему вдруг взрослые — наши бабушки и мамы, которые были очень дружны в тот момент, люди, в общем благополучные, относившиеся к одному поколению, полностью прекратили общение, так и не понял. Можно пофантазировать, конечно. Время-то было неспокойное. Жива была в памяти людей трагедия, связанная с потерями родных и близких в период культа и войны. Мама из-за пережитого была очень осторожна в суждениях и выборе знакомых и друзей. Возможно, она поймала себя на мысли, что вместе со мной слишком открылась миру?
      А по части маминых переживаний о моих дальнейших занятиях спортом, то они были совершенно напрасны. Я уже упомянул о некой прививке временем, в котором мы жили. Добавлю здесь и прививку спортом, которым мы занимались с Вами в детстве на вполне приличном уровне. В дальнейшем, я не без труда, правда, освоил «канады» и играл в хоккей. Просто умирал по нему в прямом и переносном смысле этого слова: синяки под глазами, шишки и другие отметины на лбу и коленках и других частях тела — много играл в воротах, а вратарских щитков и масок в дворовом хоккее, кроме валенок и старых журналов «Огонек» на ногах не предусматривалось Вспомню, конечно, и альбомы с фотографиями хоккеистов и фрагментами хоккейных матчей, вырезанные из газет, походы во Дворец спорта на матчи любимой команды «Динамо» Москва… Перепробовал, по-моему, все доступные виды спорта. Ездил записываться сам без никого на стадион «Динамо» в футбольную секцию «Юного динамовца» в сентябре 1968 года. Если бы со мной рядом была бы мама или кто-то из братьев, я почти на 100% уверен, что меня бы там приняли — так горели мои глаза при виде футбольного мяча. Не говорю уже про баскетбол, настольный теннис и даже ручной мяч в секции при «Дворце пионеров на Ленинских горах». Одним словом, напрашивается тема для написания нового рассказа.
      Всего Вам доброго. Лике привет.

      Ответить
  2. Спасибо, Иосиф, и вам поклон от Лики.
    Связь космическая, конечно, есть! Мы все из одного времени, принадлежали одному поколению, читали одни и те же книги, смотрели одни и те же фильмы. Я вот думаю, что у нас не только прививка спортом была, но еще наши родители привили нам то неуемное желание дать всестороннее образование своим детям. Мы тоже пытались впихнуть в наших детей музыку, балет (почему-то фигурное катание отошло на задний план в 90-ые), добавился еще компьютер и языки. Во всяком случае, моя дочь прошла через это. Помнит до сих пор уроки английского, учительницу свою, она же учила ее пользоваться компьютером, тогда DOS, с 5 лет. Так что вИток наших детей был подготовлен нашими родителями.

    Ответить
  3. “Бывают странные сближенья”
    И вновь новые воспоминания Иосифа рождают у меня контрвоспоминания, которыми необходимо поделиться.

    Интересно, однако, что по главной теме повествования сближенья как раз и нет. Я никогда в жизни не стоял на коньках. Почему – не знаю. На лыжах ходил (фото имеется), на санках катался со склонов Воробьевых гор, а на коньках никогда. Хотя Теннисный городок Лужников находился для меня куда ближе, чем для Иосифа. Не нужно было садиться на автобус, а потом пересаживаться на троллейбус, а всего лишь перейти по Андреевскому мосту на другую сторону Москвы-реки. Но нет. Не помню, кстати, чтобы и другие жители Андреевского Монастыря катались на коньках, хотя смутные воспоминания о залитых льдом Андреевских прудах у меня остались. А Иосифа, едущего на троллейбусе 17, я вполне мог бы наблюдать из коридора нашего монастыря, правда далековато было – троллейбус шел по набережной на другой стороне реки.
    Троллейбус №17, а также автобус №108 помню очень хорошо и неоднократно обоими пользовался.
    Про вязание на спицах. И бабушка и мама очень много вязали, особенно мама (бабушка в основном шила),некоторые вещи сохранились и используются у нас до сих пор.
    Про буфеты. Помню воспетый Иосифом кофе с молоком в буфетах по 10 копеек. Причем этот кофе бывал разным – иногда с пенкой (когда смешивали с молоком, я такой не любил), а иногда без пенки (когда смешивали со сгущенкой и кипятком). Бывал еще и чай по 3 (по моему) копейки и бутерброды с докторской или любительской колбасой. Еще бывала сметана (в граненом стакане и обычно разбавленная). В 1978 году кофе подорожал и стакан его стал стоить 20 копеек, а чай в этот момент пропал.
    Конечно нужно упомянуть и Иру Нахову, с которой учился 5 лет в одном классе.

    Ответить
    • Да, Андрей, да. Подписываюсь под каждым словом. Еще раз спасибо за указанный мне в рассказе правильный номер троллейбуса №17. Я немного сомневался в этом моменте, хотя помнил, конечно, что тот, «мой синий троллейбус», шел в «Лужники» из Раменок. Недавно был на Мичурирнском проспекте рядом с дипгородком и увидел старика: летит себе в сторону Воробьевского шоссе и едет дальше. Потом где-то выруливает, наверное, на Бережковскую набережную, на Бородинский мост и двигается по Садовому кольцу, минуя Зубовскую площадь, метро «Парк культуры» и далее к Фрунзенской набережной почти, как тогда.
      Хочу вспомнить еще немного про общепит тех лет. Ведь, были еще и кафетерии, причем не только при ресторанах, но и в магазинах. В «Диете», например. Там готовили молочный коктейль по 10 копеек за стакан. Очень он мне нравился. Эти магические манипуляции, проделываемые продавцом с пакетами или бутылками молока, их открывание и опрокидывание в такой металлический стакан, объемом 1 литр, который потом крепился к миксеру. …Непродолжительное, но такое всегда затягивавшееся, жужжание аппарата-мешалки и — вот в руках он, заветный стакан взбитого с мороженым пломбир по 48 копеек и сиропом молока. Коктейль поглощался прямо здесь же за 2-х ярусным столиком с мраморной столешницей. Нижний ярус столика был предусмотрен для маленьких деток, а верхняя, большая столешница — для взрослых, которые иногда выпивали в этих комфортных условиях, конечно же, свои горячительные напитки (см. пост Angelica Gerich. Картина «1941».), часто оставляя их на виду без стеснения.
      Нравились мне и соки из конусовидных колб с краником внизу. Там содержались томатный, виноградный, яблочный, вишневый. Вкусно было! Получше, чем Rich и даже J 7. А, если еще и с бутербродом с колбасой… Особенно хорош был в этом случае томатный сок.
      «Куда уходит детство
      В какие города
      И где найти нам средство
      Чтоб вновь попасть туда
      Оно уйдет неслышно
      Пока весь город спит
      И писем не напишет
      И вряд ли позвонит…»

      Ответить
  4. Елочка, фонарик… Первые мысли о Новом годе и подготовке к нему.
    Вязание для меня – сложнейший процесс. Есть клубок ниток, есть две спицы. А сколько всего получается? И свитер, и шарф, и перчатки, и носки и т.д. И не просто одним слоем, а с узорами. Надо соблюсти правила, пропорции, и чтобы места для шеи и рукава не расходились, не распутывались. И для перчаток нужно вывязать «пальцы», по крайней мере для большого, а там можно и варежку сделать. Наблюдал за этим процессом. У меня умеют вязать тетки, и сестра. И еще помимо спиц видел специальный крючок в виде гарпуна. Которым мастерски подсекается петля, за ней вторая, третья…
    Помню снегоуборочные машины с «лапами-загребалами». Мне даже один раз кошмар приснился с такой машиной 🙂
    Фигурным катанием не занимался, но коньки у меня были. И лыжи тоже. Коньки были простые, вместо одного лезвия, было два, чтобы легче стоять на них. До сих пор помню.
    Иосиф, чувствуется серьезный подход к написанию воспоминаний. И рисунки есть, и фотографии. Рассказ понравился. Если дело так и дальше пойдет, то Вашу биографию я буду знать лучше, чем биографию Пушкина или Лермонтова…)))

    Ответить
    • Ну так, Тим, это вот, гм, так сказать…Короче говоря, еще не все сказано и не все песни спеты. Надеюсь, вспомню и немало интересного поставлю для дорогих читателей и участников проекта. Мне очень по душе, что Вы и коллеги меня так тепло по-дружески поддерживаете.
      Кстати, Михаилу Юрьевичу-то 200 лет отмечать народ собирается. Надо будет о творчестве еще одного гения русской поэзии дискуссию развернуть на сайте.

      Ответить
  5. Ося, очень занятно, любопытно и интересно. Спасибо.
    Про елочки, фонарики, ласточки и пр. помню, конечно, но странно, что ты не упомянул про обязаловку — эти непременные восьмерки со скобками и без. С этого, по-крайней мере у нас, начиналось любое занятие. Шик заключался в том, чтобы вырезать на свежезалитом льду ровную восьмерку, а со второго и прочих разов попасть точно в первую колею.

    Теперь про Кокору, о котором я вскользь упомянул в одном из своих комментариев (см. здесь)

    Костя жил рядом со мной в соседнем доме и одном дворе (оба дома были ведомственными от ЦСУ СССР, в котором работали наши папы), учились в одной школе, поэтому мы худо-бедно (все-таки он был на два года младше меня) пересекались с ним, аж до 70-го года, пока мы окончательно не уехали из Лосинки. Честно говоря, не припоминаю его в качестве футболиста Спартака, тем более, что я тоже просыпался и засыпал с Советским спортом и Футболом, а за Спартак болею с шести-семи лет. Или я не понял твоей фразы или у меня что-то с памятью.

    И последнее, как ни странно, не смотря на достаточно долгие занятия фигурным катанием в течение трех-четырех лет и достижения первого юношеского, всегда более тяготел к игровым видам спорта и дворовым забавам. Также никогда не понимал этого повального телевизионного увлечения этим видом спорта в то время…

    Ответить
    • Да, Левон, память меня подвела. Спасибо, что отпрепарировал. Впредь буду не столь азартен в творческом порыве. Фраза легла хорошо, но вышла за рамки действительного. Спутал К. Кокору и А. Кокорева — высоченного спартаковского футболиста 1954 года рождения, по-моему. Настоящий духом спартаковец был. Динамовцев нередко «обижал», понятное дело.
      А К. Кокору помню слабо. Посмотрел о нем в «сети». Там есть записи его выступлений, в частности на Олимпиаде 80-го года в Лейк-Плэсиде:
      http://www.youtube.com/watch?v=jDmOCygtkis
      Тогда же «красная машина» — сборная СССР под руководством В. Тихонова проиграла в финале хоккейного турнира студенческой сборной США, да еще и в присутствии ихнего вице-президента Уолтера Мондейла. Он скакал и радовался той победе, как ребенок. Как политик в тот момент, он был бесконечно счастлив еще и тем, что: «вот как мы вломили своими хоккеистами «империи зла» за вторжение в Афганистан». Что было потом со всеми нами и ими в том числе, никто и предположить не мог, да и не хотел.

      Ответить
    • Ну, для этого мы здесь и собрались, чтобы с помощью коллективной памяти восстанавливать реальность событий нашего любимого времени.
      С Александром Кокоревым другое дело, помню такого долговязого. Насчет того, что он там твоих динамовцев огорчал не уверен, ибо играл в основном в защите, да и забил за свою карьеру всего-то пяток голов, да так, особенно, и не преуспел.

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[do_widget id=rpwe_widget-33]